Они среди нас -нуждающиеся в кррове , в еде, в одежде. Безусловно, им нужна помощь, но подходить к актам благотворительности следует с умом. Одни лишь светлые порывы нередко приводят к тому, что деньги оказываются выброшенными на ветер или того хуже — оседают в карманах мошенников. В этом материале эксперты поделятся своим опытом в сфере благотворительности и расскажут, как избежать ошибок на ниве добрых дел.
Один в поле не воин.
Начнем с самой глобальной темы. Эффективной благотворительности в Казахстане зачастую мешает отсутствие консолидации как между частными благотворителями, так и между фондами. Жангельды Сарсенов, вице-президент по связям с общественностью благотворительного фонда «АЯЛА» Однажды на религиозный праздник в детский дом привезли живого барана. Жест сделан, но никто не подумал, кто его будет резать, разделывать. При этом еще 20 человек привезли по четверти барана. В итоге еще пять баранов. У детского дома не нашлось столько холодильников, чтобы вместить такое количество мяса. Это неэффективная благотворительность. Просто люди не договорились и сделали одно и то же. Могли бы подарить одного барана, а остальную сумму потратить, к примеру, на открытие мастерской, чтобы дети чему-то учились. Другой пример. К Новому году одно коммерческое предприятие привезло в детский дом 100 билетов в цирк. А после еще пять организаций, не придумавшие ничего другого, закупили билеты на это же представление. И детям пришлось сходить на него по 2-3 раза. Так происходит регулярно. Детям дарят одшагни те же сладкие подарки, не очень полезные. Бизнесмены могли бы организовать какой-то попечительский совет и скоординировать свои действия. Разделить между собой детские дома, решить, сколько билетов нужно купить. А остальные деньги использовать иначе. Или обратиться в благотворительный фонд как в квалифицированный буфер между деньгами и теми, кто получает помощь. При стихийных бедствиях люди привозят вещи, не зная, чего не хватает и что уже есть в избытке. Допустим передали 100 раскладушек, а нужно намного меньше. Не хватает координированности. Создали бы группу в социальных сетях, составили списки, что требуется. Тогда бы помощь от населения была эффективной. Назрела и необходимость сотрудничества между благотворительными фондами. К примеру, и фонд Булата Утемуратова, и фонд «Дом» занимаются проблемой аутизма. Много организаций помогают детям с ДЦП, онкологическим больным и так далее. Иногда эти организации работают параллельно, не подозревая о существовании друг друга. И делают дублирующие проекты. Хорошим решением стало бы создание небольших ассоциаций по направлениям. Около 10 лет назад мы, фонд «Аяла», сделали попытку создать ассоциацию, и было два плодотворных проекта: развитие детской кардиохирургии в Казахстане и внесение поправок по части усыновления и удочерения в Кодекс о браке и семье. Все это держалось на энтузиазме активных организаций, и в конечном итоге ассоциация благополучно перестала существовать.
Сбор денег на улицах
Эксперты единогласно сошлись во мнении, что давать деньги молодым людям на улицах, собирающим средства на лечение больных детей и взрослых, не следует. Ольга Салимова, организатор волонтерского движения «Старость в радость», координатор движения «Щедрый вторник в Казахстане» Давать деньги людям с ящиками для пожертвований не стоит. Это очень непрозрачно. Я не говорю, что все люди, которые занимаются такими сборами, мошенники. Но тенденция такова, что здесь ловят людей на эмоциях, на бегу. Дав деньги, человек не увидит изменения ситуации. И неизвестно, может, большую часть этих денег заберет себе работодатель, который дал эту работу студенту. Жангельды Сарсенов Как-то раз я шел по улице и увидел, что эти молодые люди ходят с боксом, собирая деньги якобы от фонда «Аяла». Я подошел к ним и сказал: «Вы знаете, я мошенникам не помогаю». Они стали убеждать меня, что работают честно, говорить о наличии документов». Когда я признался, что сам работаю в фонде «Аяла» и у нас такого проекта нет и в помине, они тут же ретировались. Мошенники.
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/898/