Now Reading
На пути к инклюзивному образованию
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Образование > На пути к инклюзивному образованию

На пути к инклюзивному образованию

Правительство Казахстана обязалось существенно расширить для детей с инвалидностью доступ к инклюзивному образованию в общеобразовательных школах, но сегодня большинство таких ребят лишены этой возможности.

Этой теме было посвящено исследование «На обочине жизни: образование для детей с инвалидностью в Казахстане», проведенное международной неправительственной организацией Human Rights Watch.

Провести это исследование представители Human Rights Watch решили в связи с тем, что Казахстан четыре года назад ратифицировал международную Конвенцию по правам людей с инвалидностью, и необходимо было понять, как выполняются ее обязательства.

 

Эта сложная тема потребовала разъяснения некоторых понятий, применявшихся при ее изучении. Заместитель директора отделения по правам людей с инвалидностью Human Rights Watch Джейн Бьюкенен отметил, что дети с инвалидностью – это глухие и слабослышащие, слепые и со слабым зрением, с физической или психо-социальной инвалидностью, синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП, эпилепсией и другими проблемами. Под правом на образование в этом контексте понимается возможность получать качественное образование, когда дети с ограниченными возможностями и здоровые учатся в одном классе в общеобразовательной школе по месту жительства. При этом дети-инвалиды имеют право в процессе обучения получать приспособления, позволяющие им участвовать в учебном процессе наравне с другими школьниками.

 

Хочу отметить, что правительство Казахстана начало двигаться в сторону инклюзивного образования. Тем не менее большинство таких детей не получают его. Они обучаются либо в сегрегированных школах, либо на дому. В закрытых школах они получают некачественное образование или практически не получают его, – заявила старший исследователь по Центральной Азии Human Rights Watch Мира Ритман.

 

С осени 2017 года по декабрь 2018-го специалисты опросили в ряде крупных городов и сел Казахстана более 150 человек, имеющих отношение к этой проблеме, включая 49 детей и молодых людей с инвалидностью. Также эксперты общались с представителями государственных органов, НПО, активистами и изучали национальное законодательство. Итогом исследования стали неутешительные выводы. Одним из основных препятствий для развития инклюзивного образования в Казахстане являются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Эти структуры проводят обследования детей и выдают заключения, в какой школе ребята могут учиться. Родители рассказывают, что ПМПК зачастую решают направить ребенка или в спецшколу, или на домашнее обучение, хотя доказана польза обучения особых детей в обычных школах.

 

Необходимо подчеркнуть, что родители детей, которые обучаются в общеобразовательных школах, говорили нам о важности для них инклюзивного образования. Например, мама ребенка с синдромом Дауна рассказывала, что он стал более общительным, ему нравится учиться, он видит, как другие дети что-то делают, и пытается это повторить, – заметила Мира Ритман.

 

Отдельная проблема – это состояние специализированных школ. В них дети часто сталкиваются с отсутствием адаптированных учебных материалов и нехваткой хорошо подготовленных учителей.

 

Представители Human Rights Watch презентовали отчет и рекомендации по нему в правительстве Казахстана. Эксперты посоветовали реформировать ПМПК, чтобы они помогали детям поступать в общеобразовательные школы, а не перекрывали доступ в них. Масштаб этой проблемы зачастую в обществе не осознается: по официальным данным за 2015 год, доля детей с инвалидностью в Казахстане составляет 2,8%. Трудности с доступом к образованию касаются десятков тысяч граждан страны.

 

На данный момент в Казахстане делают упор на школу – инклюзивна она или нет, – заявила Мира Ритман. – Но в международной практике фокус направлен индивидуально на каждого ребенка. На практике это означает учет индивидуальных особенностей и возможностей ученика и обеспечение ему именно той поддержки, в которой он нуждается, чтобы учиться наравне с другими. Наши предложения выслушали. Мы надеемся, что они будут учтены при подготовке Национального плана по улучшению соблюдения прав людей с инвалидностью, о котором нам сообщили во время встречи в министерстве.

 

Экспресс К

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Юр чат Invakz 
The service is currently unavailable, please try again later.
Menu
Delete last 20 messages
Make moderator
Remove from moderators
Blocking
Delete messages
Shadow ban
No connectionUnable to establish a connection to the server. Please try again later.
Oops, something went wrong. Try again later.
Connecting...