Now Reading
На пути к инклюзивному образованию
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Образование > На пути к инклюзивному образованию

На пути к инклюзивному образованию

Правительство Казахстана обязалось существенно расширить для детей с инвалидностью доступ к инклюзивному образованию в общеобразовательных школах, но сегодня большинство таких ребят лишены этой возможности.

Этой теме было посвящено исследование «На обочине жизни: образование для детей с инвалидностью в Казахстане», проведенное международной неправительственной организацией Human Rights Watch.

Провести это исследование представители Human Rights Watch решили в связи с тем, что Казахстан четыре года назад ратифицировал международную Конвенцию по правам людей с инвалидностью, и необходимо было понять, как выполняются ее обязательства.

 

Эта сложная тема потребовала разъяснения некоторых понятий, применявшихся при ее изучении. Заместитель директора отделения по правам людей с инвалидностью Human Rights Watch Джейн Бьюкенен отметил, что дети с инвалидностью – это глухие и слабослышащие, слепые и со слабым зрением, с физической или психо-социальной инвалидностью, синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП, эпилепсией и другими проблемами. Под правом на образование в этом контексте понимается возможность получать качественное образование, когда дети с ограниченными возможностями и здоровые учатся в одном классе в общеобразовательной школе по месту жительства. При этом дети-инвалиды имеют право в процессе обучения получать приспособления, позволяющие им участвовать в учебном процессе наравне с другими школьниками.

 

Хочу отметить, что правительство Казахстана начало двигаться в сторону инклюзивного образования. Тем не менее большинство таких детей не получают его. Они обучаются либо в сегрегированных школах, либо на дому. В закрытых школах они получают некачественное образование или практически не получают его, – заявила старший исследователь по Центральной Азии Human Rights Watch Мира Ритман.

 

С осени 2017 года по декабрь 2018-го специалисты опросили в ряде крупных городов и сел Казахстана более 150 человек, имеющих отношение к этой проблеме, включая 49 детей и молодых людей с инвалидностью. Также эксперты общались с представителями государственных органов, НПО, активистами и изучали национальное законодательство. Итогом исследования стали неутешительные выводы. Одним из основных препятствий для развития инклюзивного образования в Казахстане являются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Эти структуры проводят обследования детей и выдают заключения, в какой школе ребята могут учиться. Родители рассказывают, что ПМПК зачастую решают направить ребенка или в спецшколу, или на домашнее обучение, хотя доказана польза обучения особых детей в обычных школах.

 

Необходимо подчеркнуть, что родители детей, которые обучаются в общеобразовательных школах, говорили нам о важности для них инклюзивного образования. Например, мама ребенка с синдромом Дауна рассказывала, что он стал более общительным, ему нравится учиться, он видит, как другие дети что-то делают, и пытается это повторить, – заметила Мира Ритман.

 

Отдельная проблема – это состояние специализированных школ. В них дети часто сталкиваются с отсутствием адаптированных учебных материалов и нехваткой хорошо подготовленных учителей.

 

Представители Human Rights Watch презентовали отчет и рекомендации по нему в правительстве Казахстана. Эксперты посоветовали реформировать ПМПК, чтобы они помогали детям поступать в общеобразовательные школы, а не перекрывали доступ в них. Масштаб этой проблемы зачастую в обществе не осознается: по официальным данным за 2015 год, доля детей с инвалидностью в Казахстане составляет 2,8%. Трудности с доступом к образованию касаются десятков тысяч граждан страны.

 

На данный момент в Казахстане делают упор на школу – инклюзивна она или нет, – заявила Мира Ритман. – Но в международной практике фокус направлен индивидуально на каждого ребенка. На практике это означает учет индивидуальных особенностей и возможностей ученика и обеспечение ему именно той поддержки, в которой он нуждается, чтобы учиться наравне с другими. Наши предложения выслушали. Мы надеемся, что они будут учтены при подготовке Национального плана по улучшению соблюдения прав людей с инвалидностью, о котором нам сообщили во время встречи в министерстве.

 

Экспресс К

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×