Недавно такое письмо пришло от даугавпилсского человека с инвалидностью с детства Игоря Митрофанова. В нем упоминается февральское заседание Комиссии Сейма по социальным и трудовым делам, в ходе которого обсуждалась необходимость повышения пособия для людей, являющихся инвалидами с детства. На заседании руководителю Комиссии Андрису Скриде было поручено предложить решение данной проблемы ответственному министерству.
Отметим, что на данном заседании присутствовали родители детей с инвалидностью, которые объясняли, что средств на уход за ребенком после достижения им совершеннолетия недостаточно – сумма пособия гораздо меньше, чем выделяется на содержание одного человека в специальном учреждении, то есть около 1000 евро (KasJauns).
Люди с возмущением говорили, что готовы подарить запланированную прибавку к пособию в размере 10 евро Министерству благосостояния, ведь этих денег не хватит даже на пеленки. Между тем Саласпилсское общество детей и молодых людей с инвалидностью Zelta Atslēdziņa предлагало увеличить нынешние пособия до размера минимальной зарплаты (430 евро). По подсчетам общества, на эти нужды понадобилось бы около восьми миллионов в год. Так как Игорь Митрофанов инвалид с детства 2 группы, его пособие (при отсутствии трудового стажа) составляет 128 евро. При этом пособие не индексируется по примеру пенсии. И как в таком случае выживать?
Помнится, экс-министр благосостояния Янис Рейрс пояснял, что «все пособия привязаны к размеру минимального пособия». Мол, увеличится оно – увеличатся и все остальные виды пособий. То есть пособия инвалидов с детства ждали повышения планки минимального пособия. Уведомлялось: чтобы помочь всем латвийским инвалидам с детства, необходимо сразу 75 млн евро. Тогда пособия повысятся… на те самые критикуемые 10 евро.
Рейрс также заявлял, что в Европе не существует 3-й группы инвалидности.
«Мы остались последней страной. В Европе оценивают трудоспособность, а в Латвии – диагноз, и это совершенно неверно. Это приводит к тому, что очень большие средства уходят на пособия», – сожалел высокопоставленный чиновник.
Одновременно в передаче Latvijas Radio в 2018-м году утверждалось, что стране не хватает возможностей для оказания полноценной помощи инвалидам 1-й и 2-й групп.
Для получения пенсии по инвалидности необходим стаж – три года. Нет стажа – вступает в силу закон о пособиях, когда индексация издевательски не предусматривается.
В свою очередь, член парламентской Комиссии по социальным и трудовым делам депутат Андрей Клементьев заверял: в комиссии активно работают над исправлением создавшийся ситуации. Вопрос, для чего ее было создавать, повисает в воздухе.
Тему отношения к инвалидам принято поднимать перед выборами в Сейм, но потом все затихает, уходит в тень, выдвигая на первые планы проблемы обороны, зарплат медикам, оптимизации школ и прочего, и прочего. Впечатление, что больные дети никому, кроме их родителей и соцучреждений, не нужны.
Между тем правительства большинства стран ЕС серьезно занимается совершенствованием социальной защиты и обеспечения инвалидов. К людям с ограниченными возможностями принято относиться как к равнозначной и неотъемлемой части общества, что способствует решению их физических и психологических проблем.
Однако это не означает, что все приходит самой собой, позитива добиваются на митингах и во время акций. Так, например, было в Польше, где родители и опекуны детей с ограниченными возможностями неоднократно и массово выходили на протесты, выдвигая свои требования.
Депутат Сейма Я. Саноцкий приветствовал активную позицию тех, на чьем попечении находятся больные дети и взрослые.
«Эта группа, конечно же, не выйдет протестовать на улицы из-за своей инвалидности и болезней, но, без сомнения, должна быть в поле зрения правительства и государственных органов», – говорил он.
В Эстонии с 2009 по 2017 год число детей с особыми потребностями выросло с 7368 до 12 896 человек. По результатам исследования (2017), выяснилось, что семьи с детьми-инвалидами в большинстве своем материально справляются хуже: много денег уходит на специальное питание. При глубокой степени недуга у ребенка сопутствующие расходы могут доходить до 600 евро в месяц («МК-Эстония»). Пособие же на ребенка с особыми потребностями такие расходы не покрывает. Эстонские семьи с детьми-инвалидами имеют долги по оплате коммунальных услуг. 13 февраля 2019 года был принят закон, по которому с 2020 года социальные пособия детям со средним и тяжелым недугом повысят в два раза, что составит 138 евро и 161 евро соответственно, а детям с глубоким недугом – в три – 241 евро. За основу берут ставку социального пособия, не менявшуюся с 2006 года.
На днях стало известно, что и в Латвии что-то сдвинулось в рамках темы. Согласно законопроекту «Изменения в Законе о государственных и социальных пособиях», утвержденному правительством в конце февраля, предусматриваются изменения в отношении повышения пособий семьям, воспитывающим ребенка с тяжелой инвалидностью.
С 1 июля 2019 года планируют увеличить пособия семьям, воспитывающим детей с особо тяжелой инвалидностью (в том числе достигшим совершеннолетия), которые не могут жить самостоятельно и нуждаются в специальном уходе. Таким семьям планируется повысить пособие по специальному уходу на 100 евро, то есть с 213,43 EUR до 313,43 EUR в месяц.
Изменения коснутся и других пособий. При выплате пособия взрослым с особо тяжелой инвалидностью – инвалидам с детства – будет сделан перерасчет, и разницу выплатят не позднее 1 сентября 2019 года (газета «Сегодня»).
Сообщается, что выплата пособий по уходу за ребенком с инвалидностью с учетом повышения их размера начнется с 1 июля, когда поправки вступят в силу.
Источник: Грани.ру