Карипбек Куюков – казахстанский художник и общественный деятель, известный за пределами нашей страны. Родился в 1968 году в селе Егиндыбулак, спустя 15 лет после запуска первого воздушного заряда (водородной бомбы), который размещался на 30-метровой башне на территории Семипалатинского полигона. Жители окрестных поселков не были предупреждены об опасности, поэтому поднимались на пригорки, чтобы получше разглядеть ядерный «гриб». Всего с 1949 по 1989 годы на ядерном полигоне было проведено не менее 468 испытаний.
Работы Карипбека выставлены в частных и государственных галереях Америки, Германии, Японии и Великобритании. Уникальность картин не только в острой социальной тематике, но и в необычном методе исполнения.
Все свои творения художник рисует, держа кисточку зубами или пальцами ног.
Карипбек стал четвертым ребенком в семье уважаемого в поселке водителя самосвала Тельтая. Его отец мужественно воспринял пришедшую в семью беду, тем более, что в других семьях были случаи, когда все дети рождались с аномалиями.
– Детство – то время, о котором я вспоминаю с улыбкой, – говорит художник. – И если бы у меня была возможность начать жизнь заново, то я, наверное, все повторил. Я рос с такими же ребятами, как и я. Мы все были на равных. Это потом, когда мы уже стали выходить из стен интерната, нам пришлось на себе ощутить, что мы не такие, как все.
Большую часть своего детства и юности художник провел в России. Сначала это был интернат при Ленинградском научно-исследовательском институте протезирования, потом город Кадников в Вологодской области, где Карипбек учился в самой обычной школе с другими ребятами. А аттестат зрелости художник получал в Орловской области, в городе Болхове.
– Отец очень хотел, чтобы я был максимально самостоятельным человеком. Именно поэтому, когда мне исполнилось 6 лет, он настоял на том, чтобы мне сделали протезы, с помощью которых я мог бы делать какие-то элементарные вещи. Сначала мы поехали с родителями в Алматы, в больницу, где делали такие протезы, а там, по счастливому стечению обстоятельств, мы встретили ученых из Ленинградского научно-исследовательского института протезирования, которые предложили моему отцу забрать меня в Ленинград, чтобы опробовать на мне новые модернизированные решения.
– Но, честно говоря, с протезами отношения у меня не сложились – они были для меня неудобными. Тем более когда я увлекся рисованием, держа кисточку пальцами ног, началось искривление позвоночника, и мне приходилось затягиваться в плотный корсет, поверх которого надевались эти протезы. Ужасное чувство дискомфорта и стесненности не давало мне покоя. Долго терпеть механическое одеяние я не смог, поэтому от протезов пришлось отказаться. Но все равно детство осталось самым прекрасным отрезком моей жизни.
Карипбек научился рисовать, когда еще учился в специализированном интернате при Ленинградском институте протезирования. Долгое время он рисовал зубами и ногами. Сейчас художник предпочтительно рисует ногами, так как появились проблемы с зубами из-за постоянного держания кисточки. Помимо этого он освоил компьютер и начал рисовать на электронном планшете, который становится хорошей альтернативой холсту и кисточкам.
– Я очень благодарен моему отцу за то, что он мне дал возможность выучиться и стать настоящим человеком, что научил меня воспринимать себя таким, какой я есть. Благодарен ему за мое счастливое детство, которое прошло в окружении веселой компании сверстников, а не взаперти и вдали от чужих глаз. Сейчас часто приходится пересекаться с семьями, в которых рождаются такие же особенные дети, каким когда-то был я. И я вижу перед собой абсолютно неприспособленных к жизни людей, которых прятали долгие годы за закрытыми дверями. Хочется сказать всем родителям, что не надо замыкаться на себе и своей проблеме.
– Папа часто рассказывал, что, когда я родился, у мамы был шок. Несколько дней она не могла подойти ко мне. А врачи разводили руками и цинично предлагали избавиться от меня. Но мой отец сказал, что они от меня не откажутся. Когда я был совсем маленьким и только учился ползать, мой отец вырубил в доме все пороги, чтобы я мог беспрепятственно переползать из одной комнаты в другую.
Более двадцати пяти лет карагандинский художник является символом начала антиядерного движения. Это началось в 1989 году, когда Карипбек познакомился с Олжасом Сулейменовым. Сейчас его активно приглашают на различные мероприятия, в том числе и зарубежные, где он является почетным гостем. В его картинах отражены боль и страдания всего народа, который почти 40 лет жил на тонкой грани между научно-техническим прогрессом и масштабной катастрофой, являющейся следствием циничной гонки вооружений. Та катастрофа отразилась на каждой семье, жившей недалеко от полигона.
– Я не видел взрывов, но очень четко ощущал их на себе. Когда неожиданно весь дом начинал трястись, звенели стекла, а с полок падали вещи. Было очень страшно, казалось, что сейчас дом обрушится. Наверное, еще в те минуты я уже внутренне знал, что приложу максимум усилий, чтобы такого больше не повторилось. Сейчас я являюсь активным членом антиядерного проекта «Атом», на сайте данного проекта можно подписать нашу онлайн-петицию о полном запрете ядерных испытаний. И чем больше мы соберем голосов, тем сильнее будет наша защита. Так мы сможем показать тем странам, которые продолжают гонку вооружений, к чему приводит все это.
Сейчас художник живет в Караганде, от государства ему выделена однокомнатная квартира в доме ветеранов. Живет он один, но его часто навещают сестры и племянницы, которые помогают ему по хозяйству. Хотя большую часть забот по дому Карипбек выполняет сам, он может готовить, мыть посуду, стирать. Почти вся мебель в квартире адаптирована под него, все делалось на заказ, чтобы он мог спокойно до всего добраться.
– Казахстан, наверное, одно из первых государств, которое отказалось от ядерного оружия. Я думаю, что для других стран это должно стать достойным примером. Тем более учитывая то, что сейчас происходит в Сирии, люди должны задуматься об этом. Много раз я вместе с иностранными журналистами ездил на полигон, показывал им, к каким непоправимым последствиям может привести банальное человеческое тщеславие. Я был участником Марша мира, организованного в свое время движением «Невада – Семипалатинск». С Маршем мира мы дошли пешком до полигона. Здесь я увидел картину, которая останется в моей памяти на всю жизнь. Один престарелый американец, участник марша, неожиданно упал на колени и со слезами начал целовать землю и что-то говорить. Я спросил у переводчика, о чем так слезно говорит этот человек. «Прости нас, земля, за то, что мы с тобой сотворили», – услышал я.
В творчестве художника очень много ярких красок, его картины полны света. Хотя многие искусствоведы и относят полотна Карипбека к категории наивного творчества, но скорее это только ярче подчеркивает основной посыл, который хотел донести до людей автор. В коллекции Карипбека Куюкова много пейзажей родного Егиндыбулака, много картин, выполненных в карандашной технике, акварельных этюдов и серьезных полотен, написанных маслом.
Отдельное место среди его работ занимают картины о Семипалатинском полигоне, точнее сказать, о тех чувствах и эмоциях, которые когда-то пережил маленький мальчик, просыпаясь среди ночи от очередного взрыва… Большую часть своих картин Карипбек передает в коллекции различных галерей и только некоторые продает.
Помимо антиядерной деятельности Карипбек Куюков старается помогать и поддерживать семьи, где есть дети-инвалиды.
– Цель моей жизни в том, чтобы как можно больше людей узнало, какие последствия несут подобные испытания ядерного оружия. Чтобы люди помнили и не допускали таких ошибок в будущем.
Источник: VOX POPULI