Родители, которые отказываются вакцинировать своих детей, будут нести финансовую ответственность.
«В системе медицинского страхования будет предусмотрен момент информированного отказа, к примеру, от иммунизации. К примеру, родитель отказался, и его ребенок заболел корью, здесь родитель несет ответственность, подключаясь к механизму сооплаты. Конечно, государство не заставит заплатить за все лечение, но в части осложнения заболевания платить придется. Еще пример, при перинатальной диагностике обнаружили внутриутробные пороки развития, которые приведут к тому, что ребенок или не выживет, или будет глубоким инвалидом. Единственный выход — это прерывание беременности. Напомню, что лечение такого ребенка может обходится в несколько миллионов тенге. Согласитесь, что на эти деньги можно было бы помочь массе других детой. Как бы это цинично не звучало, родители должны участвовать в оплате. Социальным контрактом будет предусматриваться ответственность всех сторон», — рассказала в своем интервью газете «Вечерняя Астана» директор ТОО «Салауатты Астана» Лейла Ишбаева
Между тем, он отметила, что первичная помощь гарантирована каждому казахстанцу.
«Мы же сегодня говорим о переходе от диспансерного наблюдения к программе управления заболевания (ПУЗ). Она подразумевает диалог между врачом и пациентом. Согласно социальному контракту пациент должен нести ответственность за правильное пищевое поведения, за отклонения от норм ЗОЖ, нормализацию веса. Как только пациент попадается с курением, или другим несоблюдением контракта, это будет снижать его страховой рейтинг. Но, повторюсь, мы хотим, чтобы поликлиники перестали быть центром боли, они должны быть центром притяжения здоровья, красоты, профилактики и эмоционального благополучия», — подчеркнула Ишбаева.
Она добавила, что необходимо отказаться от того патерналистского подхода, который существовал 70 лет в советском здравоохранения, когда только государство отвечала за все. По тее словам, раньше пациент был объектом воздействия врача, сегодня пациент является субъектом здравоохранения, он вступает в определенные взаимоотношения.
«И если сегодня пациенты предъявляют требования на то, чтобы мы с ними согласовывали планы лечения, то это предполагает солидарность в работе. С нашей стороны мы рассказываем и делимся всем, что касается его здоровья, но и он должен соблюдать обязанности и нести ответственность, в том числе и финансовую», — сказала Ишбаева.