Now Reading
О системе протезирования в Казахстане 
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Здоровье > О системе протезирования в Казахстане 

О системе протезирования в Казахстане 

Услуги по реабилитации инвалидов, нуждающихся в протезировании, проводятся через госзакупки.

 

Проблема протезирования в Казахстане упирается в несовершенный подход государственных органов к этой социальной функции, в результате чего граждане, нуждающиеся в протезах, с каждым годом отмечают ухудшающееся качество этой услуги, которая, по сути, отдана на откуп единственной компании — монополисту. Редакция Total.kz решила разобраться в этом вопросе.

 

Кто занимается протезами в Казахстане

 

Сами инвалиды избегают публично жаловаться на качество государственных услуг, поскольку зависимы от чиновников управлений из региональных управлений координации занятости и социальных программ. Именно они разыгрывают тендеры между компаниями, оказывающими услуги протезирования. И в последнее время игра все чаще идет в одни ворота — победа в конкурсах отдается одной и той же компании. Но об этом ниже.

По статистике 2018 года, в Казахстане проживают 674,2 тысячи лиц с инвалидностью, из них 62% (417,7 тысячи человек) приходится на лиц трудоспособного возраста, 25,4% (171,3 тысячи человек) — лица пенсионного возраста, 12,6% (85,1 тысячи человек) — дети до 18 лет.

 

Инвалидов, нуждающихся в компенсации утраченных верхних и нижних конечностей, более 11 тысяч человек, ежегодно треть из них нуждается в протезировании. Более 7 тысяч взрослых и детей имеют проблемы с развитием стопы ног, а также более 13,5 тысячи детей, страдающих ДЦП, нуждаются в корсетах, реклинаторах, ортезах, туторах, головодержателях, бандажах и ортопедической обуви ежегодно.

 

До 2016 года основная доля услуг по медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями в Казахстане приходилась на монополиста — акционерное общество «Республиканский протезно-ортопедический центр»(РПОЦ). Отметим, что единственным акционером этого АО ранее было правительство. Но в 2018 году в ходе второй волны приватизации их выкупили бизнесмены. На официальном сайте АО, правда, отражена устаревшая информация.

 

В казахстанских СМИ периодически появлялись жалобы на то, что РПОЦ, практически не зная конкуренции, особо не заботился о качестве изготавливаемых медицинских изделий, не соответствовали требуемым нормам и услуги по реабилитации. Кроме того, центр не имел возможности полностью покрывать потребность детей-инвалидов, нуждающихся в ортопедической обуви.

 

Помимо РПОЦ, на рынке услуг по протезированию работают еще несколько частных компаний. Так, в 1995 году в Усть-Каменогорске появилось ТОО «Восточно-Казахстанский областной протезно-ортопедический центр»(ранее – государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения). До 2017 года этой организации приходилось делить рынок с РПОЦ. Сейчас компания самостоятельно обслуживает свой регион, не оказывая влияния на другие области Казахстана.

 

В 2013 году в Павлодаре открылось ТОО «ОРТОПРОТ». Из-за слабой производственной мощности по изготовлению протезно-ортопедических и медицинских изделий (до 700 человек в год) и отсутствия больших помещений для реабилитации инвалидов (13 койко-мест) услуги этой компании ограничиваются Павлодаром.

 

В Туркестанской (ранее – Южно-Казахстанской) области с 2015 года деятельность в сфере протезирования начало общественное объединение инвалидов «Когершин». В их случае также следует отметить слабые производственные мощности по изготовлению протезно-ортопедических и медицинских изделий и отсутствие необходимых лицензий для реабилитации инвалидов. Поэтому объем оказываемых услуг этой организации ограничен Туркестанской областью.

 

Наконец, еще одна организация — ТОО «Medicare IIIC» — начала свою работу на рынке оказания услуг по медицинской реабилитации и обеспечению протезно-ортопедическими и медицинскими изделиями в 2016 году. Примечательно, что у этой компании мощностей хватает на обслуживание нуждающихся по всей республике. Так, по итогам госсзакупок 2016 года компанией предоставлены услуги пяти регионам: четырем областям (Алматинская, Акмолинская, Актюбинская, Кызылординская) и городу Алматы.

 

Недостатки системы

 

Специалисты говорят, что тендерная система совершенно не подходит инвалидам, с каждым годом все чаще жалующимся на ухудшающееся качество услуг и медицинских изделий. Последние годы в тендерах преимущественно побеждает РПОЦ, выигрывающий в основном благодаря демпингу, который не могут себе позволить частные конкуренты, если не хотят терять в качестве предлагаемых протезов.

 

Так, например, из-за появления на рынке сильного игрока (ТОО «Medicare IIIC») началась «ценовая война», от которой не выигрывают, а проигрывают конечные потребители — инвалиды. Страдает не только качество услуг и самих протезов, поскольку их изготавливают из более дешевых материалов, но и существенно сокращается весь «сезон» оказания соответствующих услуг. Тендерная «борьба» (отмена и переобъявление тендеров, признание их несостоявшимися из-за множественных формальных поводов) и судебные разбирательства настолько затягивают выбор подрядчиков, что, например, в 2018 году в Кзылординской области к оказанию услуг специалисты смогли приступить только… в сентябре, хотя тендер был выигран компанией «Medicare IIIC» еще в апреле. Но людям с ограниченными возможностями пришлось ждать решения суда.

 

Надо, конечно, еще и понимать, что выполнить весь годовой объем заказа выигравшая тендер компания должна до конца календарного года. Несложно представить, в какой спешке и какого в результате качества оказываются услуги нуждающимся в протезировании людям.

 

И эта история повторяется из года в год.

 

Так, по нашим данным, несмотря на то что уже к концу близится апрель, в большинстве регионов страны до сих пор нет результатов тендеров. Как нам стало известно, в Жамбылской области управление координации занятости подало в суд на АО «РПОЦ».

 

Пытаясь дозвониться до управления координации и социальных программ Жамбылской области, корреспондент Total.kz был вынужден пообщаться с сотрудниками нескольких отделов регионального акимата, начиная с пресс-службы и заканчивая отделом планирования бюджетных программ. В итоге главный специалист правовой службы управления координации и социальных программ Жамбылской области Рахим Макашов рассказал, что в настоящее время идут судебные разбирательства против АО «Республиканский протезно-ортопедический центр» по факту ненадлежащего исполнения компанией условий тендера.

 

«Да, мы подали в суд за ненадлежащее исполнение тендера за трех инвалидов. Конкурс проводился в октябре 2018 года. Он уже прошел. Центр не обеспечил трех инвалидов», — заявил юрист.

 

Также он подтвердил, что государственный конкурс по закупкам услуг протезирования 2019 года еще не завершился.

«Как конкурс завершится, в мае-июне начнется обеспечение», — уточнил он.

 

По данным Total.kz, суть разбирательств против РПОЦ заключается в том, что договор с протезным центром заключен после затянувшегося аж до сентября 2018 года госконкурса. Сумма договора составила 103 миллиона тенге, хотя изначально, по потребностям инвалидов, предполагалось освоить 184 миллиона тенге. Однако услуги и на 103 миллиона тенге не исполнены в полном объеме.

 

Известно, что недовольны услугами РПОЦ и в алматинском управлении координации занятости и социальных программ, однако любые попытки дозвониться до специалистов акимата по этому вопросу поначалу не увенчались успехом. Позже сказали, что по госконкурсу на услуги по протезированию, действительно, есть один судебный иск, но не уточнили подробности. Кроме того, нам сообщили, что и в Алматы тендер на оказание услуг по протезированию завершится в мае, а договоры с победителями будут подписаны только в июле.

 

Международный опыт

 

Эксперты, работающие в этой сфере, приводят пример Германии, Турции, России, где услуги по протезированию, оплачиваемые государством, предоставляются по совершенно иной схеме, и инвалид не зависит от управлений по координации занятости, от предпочтений чиновников в выборе компании, которая будет обслуживать регион. В этих государствах человек имеет право самостоятельно выбрать компанию, его обслуживающую, а та после реабилитации выставляет счет правительству на оказанные услуги. В России эти затраты погашает фонд социального страхования из средств федерального бюджета.

 

В указанных странах активно развивается отрасль бионических протезов, в Казахстане в существующих условиях о подобном можно лишь мечтать — цена на бионический протез начинается от 3 миллионов тенге. В 2017 году их получили восемь человек, семь из них — по госзаказу. А все потому, что государственные конкурсные условия предполагают отдавать предпочтение тому, кто предложит меньшую цену — за которую бионическими протезами не обеспечить всех нуждающихся.

 

Более того, согласно правилам предоставления услуг инвалидам на протезирование и реабилитацию, государство оплачивает поездку в соответствующие центры только на поезде (!). Легко представить, каково инвалиду-колясочнику из Актобе добираться до Алматы, поскольку в самой Актюбинской области никаких возможностей для предоставления подобных услуг нет.

 

Несовершенство тендерной системы закупа услуг по протезированию заключается еще и в том, что пациент, не зная заранее, какая фирма окажет ему эти услуги, проходит через все круги ада. Вначале хирургическое удаление конечности, причем хирург тоже не знает, под какой протез ему подгонять культи. Затем несчастный шокированный пациент получает направление на реабилитацию, где ему повторно, а то и несколько раз, отрезают «лишнее», подгоняя оставшийся орган под изделие.

 

В Казахстане в 2019 году взят курс на развитие социальной помощи уязвимым слоям населения. В центре внимания, правда, оказались многодетные малоимущие семьи. Тем не менее оставлять в стороне проблему инвалидов, нуждающихся в качественном и современном протезировании, нельзя, ведь это постепенно нарастающее социальное недовольство может в любой момент прорваться. Полагаем, Министерство труда и социальной защиты РК при новом руководителе Бердибеке Сапарбаеве уделит особое внимание проблеме протезирования за государственный счет.

 

Источник: Тотал.кз

 

 

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×