Детский врач-психиатр Северо-Казахстанской области Лариса Батырева написала открытое обращение в адрес министра здравоохранения Елжана Биртанова и рассказала о сложностях, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра.
Детей-аутистов необходимо поддержать спецпрограммой — сенатор
Главная проблема заключается в том, что несовершеннолетних с такими диагнозами не свидетельствуют на инвалидность.
«В связи с тем, что проблему не удается решить на местном уровне, вынуждена заявить о ней в форме, открытой для общественности. Я являюсь матерью-одиночкой и сама воспитываю ребенка, страдающего аутизмом. То есть проблема инвалидности детей мне очень близка», — написала врач.
«Пушистое» знакомство: как подружились особенные дети и служебные собаки в Алматы
Батырева рассказала, что несколько лет назад главный врач областного центра психического здоровья Игорь Ланда, сообщил, что ему было дано поручение: в регионе не должно быть роста инвалидности среди детей.
«Он дает указание искусственным образом, за счет разных бюрократических проволочек, откладывать постановку диагноза «аутизм», — подчеркнула она.
Одной из таких проволочек, по данным медика, стало требование заведомо необоснованной «реабилитации» для тяжелых форм аутизма. При этом отделение центра не приспособлено для реабилитации.
«С его слов, «если в области будет рост инвалидности, то его могут уволить». Я ответила на данную просьбу отказом, однако моя коллега, Пропащева Екатерина Григорьевна, с «пониманием» отнеслась к просьбе главного врача», — рассказывает Батырева.
Не все школы готовы принять детей с аутизмом — общественники
После этого в коллективе начались конфликты, поскольку решение о том, кому дать инвалидность, а кому нет, принимал исключительно председатель, в связи с чем пациенты не допускались до медико-социальной экспертизы.
По словам Батыревой, в последние годы «ситуация существенно ухудшилась» – в настоящее время в области около 100 детей, которые нуждаются в инвалидности.
«Чтобы «сдержать рост» инвалидизации, руководство больницы стало оказывать на меня моральное давление, чтобы я намеренно ставила неверные диагнозы, исключающие инвалидность. Я отказалась это делать, после чего со стороны руководителя на меня начались гонения, вынудившие меня отказаться от работы в поликлинике и остаться только в стационаре», — констатировала врач.
Детский врач-психиатр просит министра Биртанова разобраться в ситуации и помочь семьям, в которых растут дети-инвалиды и которым не могут оказать необходимую помощь, опасаясь «роста статистики».
Мальчик-аутист покоряет интернет своим голосом — видео
Как отмечает поддержавшая медика Айгуль Шакибаева, юрист Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями имени Иманалиева, в Казахстане действующие правила установления инвалидности не предусматривают ментальные заболевания
«По сути у ребенка в ИПР ничего не пишется, кроме получения специальных социальных услуг в условиях стационара или полустационара. В развитых странах десять процентов людей с инвалидностью. У нас из 5,5 миллиона детей 86000 детей с инвалидностью. Это 1,56 процента», — отмечает Шакибаева.
На сегодняшний день в Казахстане на учете психолого-медико-педагогических комиссий состоят 154 000 детей с особыми потребностями.
Большая часть из них — дети с аутизмом, которые не смогли получить инвалидность из за барьеров в психиатрии — установка диагноза, обязательная госпитализация в условиях стационара психиатрической больницы, стигма и дискриминация в обществе, заключает юрист.