В Казахстане проживают 88 тысяч детей с особенными потребностями. Многие из них даже не мечтают учиться в вузах. Высшее образование получают менее 1% ребят с ограниченными возможностями. Изменить ситуацию поможет внедрение уникальной инклюзивной программы республиканского масштаба.
Людей с особыми потребностями в Казахстане становится все больше. За четыре года количество детей с ограниченными возможностями увеличилось на 20%. Они сталкиваются с массой проблем.
Зачастую наши ребята считают, что высшее образование для них недоступно. При поступлении в вуз они испытывают серьезные трудности. Если незрячему нужен помощник на экзамене, ему могут предоставить неквалифицированного человека, который даже не знает, как объяснить то, что написано в билете, – говорит руководитель молодежной организации инвалидов «Жiгер» Фархат Юсупжанов. – Очень показательной стала ситуация, когда от неслышащего парня требовали сдать аудирование по английскому языку. Человек ведь не слышит, он не в состоянии справиться с таким заданием! Даже поступив в университет, они не могут эффективно заниматься по причине отсутствия соответствующей инфраструктуры. Преподаватели не подготовлены к работе с особенными студентами, в библиотеках нет адаптированных пособий. Учителя видят, что не в состоянии студенту помочь, из сострадания искусственно завышают ему оценки. Показатель знаний выпускников с инвалидностью не всегда находится на должном уровне. Получив диплом, они все равно не способны работать. Мне очень хочется, чтобы люди с инвалидностью смогли найти свое место в жизни и реализовать свои таланты, и чтобы деньги, вложенные государством в образование, гранты, дорожные и другие выплаты, возвращались обратно молодыми специалистами, которые внесут ощутимый вклад в развитие и процветание нашей страны.
Сделать высшее образование доступным для особенной молодежи полна решимости команда Satbayev University, выступившая с предложением о запуске республиканского проекта инклюзивного образования. Университет готов интегрировать инфраструктуру и адаптировать академические процессы с использованием современных IT-технологий в образовании. Специалисты планируют разработать особые стандарты учебных материалов и методики подготовки преподавателей и психологов.
Люди с особыми потребностями могут быть талантливыми инженерами и выдающимися учеными, работать наравне с другими, успешно социализироваться, нам нужно лишь помочь им сделать первый шаг в этом направлении, – говорит руководитель аппарата ректора Satbayev University Берик Мухтыбаев. – Проще всего адаптировать инфраструктуру: сделать пандусы, оборудовать коридоры тактильными дорожками и перегородками, поменять таблички, использовать шрифт Брайля. Сложнее изменить академические процессы, обучить преподавателей и обеспечить особенным студентам доступ к учебным материалам. Для этого мы создадим специальный центр, где можно будет получить необходимую помощь. После запуска и анализа результатов проекта мы сформируем комплексное решение, подробно описывающее все этапы его внедрения по аналогу франшиз, и бесплатно передадим методику заинтересованным вузам Казахстана. В настоящее время мы ищем партнеров для реализации проекта и приглашаем к сотрудничеству всех желающих поддержать нашу идею.
Источник: ЭкспрессК