Now Reading
Владимир Рудак – Пребывать в унынии я был не готов
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Владимир Рудак – Пребывать в унынии я был не готов

Владимир Рудак – Пребывать в унынии я был не готов

Как с помощью кино поменять отношение к людям с инвалидностью? Карельский режиссер Владимир Рудак снимает кино, пишет книги, в том числе и комиксы. А еще у него есть собственная группа, для которой он пишет музыку и тексты. То, что Владимир передвигается в инвалидной коляске, — не повод для особого отношения, считает он. Это возможность рассказать о своем опыте и о том, что он не так уж отличается от остальных.

«Меня воспринимали как человека на коляске, который еще и поет, обо мне писали под заголовками вроде «Непокорившийся», но меня это не обижало. Я понимал, что нахожусь в той системе, где такая модель». Изменить эту модель своим творчеством — вот цель, которую ставит перед собой Рудак.

«В каморке, что за актовым залом»

Самым первым юношеским увлечением парня был рок. В 1980-е Ленинградский рок-клуб как раз набирал обороты, Володе было 15 лет и он освоил гитару. В 19 Рудак уже выступал с собственной группой: вместе с музыкантами — курсантами речного училища — специально под первый рок-фестиваль, который проводил рок-клуб на базе университета, спели несколько песен Рудака. Несмотря на разницу в музыкальных вкусах — курсанты больше тяготели к хард-року, а Владимир писал песни под влиянием Виктора Цоя, — выступление прошло удачно, и далее группа «Реввоенсовет» продолжила развиваться в этом направлении.

А Владимир увлекся кино и решил стать актером. После школы поступил в профучилище на автоэлектрика — «потому что там не надо делать домашнее задание», а выпустившись, попробовал поступить в ЛГИТМиК, ныне Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. Но на актерский факультет его не взяли, посоветовав подумать об эстрадном.

«Я очень много всех смешил еще в школе, я был тем, кто что-нибудь ляпнет, пошутит в классе. Многим это нравилось, даже учителя, бывало, смеялись. Как-то молодая учительница говорит: «Тебе нужно идти в актеры». Мне сложно было на тот момент оценить, насколько это было серьезно с ее стороны, но я это воспринял серьезно и задумался. Мне запало это в душу», — объясняет Владимир свой выбор профессии.

Однако поступить в институт так и не вышло. В 23 года Владимир получил травму позвоночника, которая изменила его цели и мечты.

Путешествия в четырех стенах

Шел 1998 год, когда о доступности городской среды и психологической помощи людям после травмы и речи не шло. Владимир рассказывает, что в течение четырех лет у него даже не было нормальной коляски, с помощью которой можно было бы выходить из дома. По квартире он перемещался на маленькой подушке — коляска, которой тогда могло обеспечить государство, была настолько громоздкой, что не влезала в дверные проемы.

«Я садился на маленькую подушку-думку и на ней передвигался. Мне путешествие в другую комнату было уже целым приключением. Не то чтобы я сам себя ограничил в чем-то, это была модель всего общества. Считалось, что тебе повезет какие-то марки приклеивать, детальки обтачивать — и все, потому что ты элементарно не выйдешь из дома. А если и выйдешь, все на тебя будут смотреть, как будто ты неземное существо», — вспоминает Владимир.

Сильно помогли друзья, проверенные и новые, которых удалось найти в реабилитационном центре в Москве. Люди со схожими проблемами вселяют друг в друга уверенность если не в хеппи-энде, то в реальности будущей нормальной жизни и возможности светлого будущего. Они делятся друг с другом практическими советами, но почти не жалуются на медицинские проблемы, говорит Владимир.

За четыре года вместе со своими товарищами по музыкальной группе он сочинил и записал около десяти новых песен. Творческая работа не прекращалась, хотя с мечтой стать актером пришлось на какое-то время проститься.

«Я не испытывал одиночества. Я человек общительный, и у меня было в то время достаточное количество посетителей. Кто-то, конечно, по каким-то причинам откололся. Я думаю, что причина в том, что многие люди не знают, что говорить, как вести себя в такой ситуации. Я это понимаю, это тоже психологический момент. Тем не менее пребывать в каком-то долговременном унынии я был не готов».

«Крутые парни не танцуют»

Но мечта о кино Владимира не оставляла. И он решил, что никто не помешает ему стать не только актером, но и режиссером.

Первый фильм — криминальная комедия «Крутые парни не танцуют» — появился в 2005 году. Владимир вспоминает: он был в Москве, и его с товарищем во время похода в магазин застал дождь. Пережидая непогоду в арке, Рудак предложил снять фильм про колясочников. Но не про горемык, образы которых мелькают в социальных драмах, а про таких парней, как он и его друг, — живых, с чувством юмора.

Идея получила поддержку, хотя в съемочной группе на тот момент профессионалом был только оператор Павел Борисов, который согласился на авантюру — сделать фильм про бандитов-колясочников с черным юмором без готового сценария.

Актеров нашли среди знакомых, одного из центральных персонажей сыграл сам Рудак. Реплики писали на месте и сразу отдавали в кадр. Возможно, сегодня такой подход не кажется чем-то из ряда вон выходящим, но в 2005-м на фотоаппараты еще никто не снимал, а приметой времени были неубиваемые сотовые телефоны без камер.

«Я с ностальгией вспоминаю этот фильм, в смысле отношения к работе. Сейчас понятно, что так делать нельзя, потому что ты можешь снимать такой лоу-фай (кино низкого качества — прим. ТАСС), когда у тебя действительно нет технических возможностей. Другое дело, когда уже что-то есть, и ты не можешь притворяться, если только это не привязано к концепции», — вспоминает Владимир свой дебют.

В 2016 году на экраны вышел совсем другой фильм Рудака, но тоже с героем с инвалидностью. В кино «Ананас» герой Геннадий говорит всем, что потерял способность ходить после травмы, полученной в ДТП, хотя на самом деле уже давно может обходиться без инвалидного кресла. Герой наблюдает за родственниками, знакомыми, за друзьями, каждый из которых в разной степени хочет воспользоваться положением человека с инвалидностью.

Владимир Рудак - Пребывать в унынии я был не готов
Команда фильма «Ананас» на международном кинофестивале «Кино без барьеров». В центре Владимир Рудак, справа от него исполнитель главной роли Александр Галиев

В синопсисе картина выглядит серьезным размышлением о проблеме отношения общества к инвалидности, но Рудак не был бы Рудаком, если бы так было на самом деле. С его оптимизмом и витальностью кино не могло не получиться светлым, легким и даже немного смешным.

Картину оценили жюри нескольких международных фестивалей, фильм получил спецприз на международном фестивале «Кино без барьеров», его отметили на фестивале духовно-нравственного и семейного фильма «Святой Владимир». «Ананас» прошел в прокате сети московских кинотеатров, в Карелии и Финляндии. Сегодня фильм выложен в свободном доступе на YouTube.

«Пока до людей это не донесу, не прекращу заниматься этой темой»

Перед актером, сыгравшим главную роль, была поставлена сложная задача — он не привык к ограниченности движений, а играть ему нужно было человека в коляске, который мало двигается и у которого слегка замедленные реакции. Все это нужно было учесть в проработке роли.

В России сейчас нет актеров, получивших свою профессию уже сидя в инвалидном кресле или с диагнозом ДЦП, нет и таких курсов, методик преподавания, поэтому артисты, получившие роль человека с ограниченными возможностями, особенно сложно погружаться в детали такой жизни.

«Я не за то, чтобы человек с инвалидностью играл человека с инвалидностью в кино, если у него ни базы нет, ни хотя бы природного таланта. Проблема нашего кинематографа в том, что подготовка к роли не столь глубока, она часто поверхностна. У одной актрисы спросили, как она работала над ролью человека в коляске, а она ответила: «Мне коляску дали, я села и уже все понимаю». Но как?»

Режиссер считает, что в сценарном деле образ человека с инвалидностью тоже следует дорабатывать. Однажды он сделал коллаж, в котором были собраны кадры из иностранных фильмов, где есть герои в инвалидных колясках, — персонажи на них улыбались и смеялись. В российском кинематографе такие герои редко встречаются, а если и присутствуют, то радостной их жизнь вряд ли назовешь.

Владимир не верит, что дело здесь в том, что жизнь человека с инвалидностью в России сложна, в отличие от Запада, где дела с доступной средой и равными возможностями обстоят значительно лучше. Среди его знакомых, людей в коляске, огромное число деятельных и жизнелюбивых, а депрессивные персонажи встречаются не чаще, чем среди людей без каких-либо ограничений.

«Вспомните наши фильмы об инвалидах: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Класс коррекции», где у девушки коляска горит, сама она валяется в грязи… Я на это не хочу смотреть, честно признаться, но я понимаю, что этот образ продается. Я хотел бы увидеть человека в коляске, который такой же герой, как и все остальные. Не надо сжигать его коляску, не надо его в грязь бросать… Оптимистичных вариантов в жизни больше, чем других», — рассказывает Владимир.

В фильмографии Владимира Рудака есть и проекты, не связанные с темой инвалидности. Например, документальные фильмы о карельских деревнях, инстаграм-сериал «Свои люди» о жизни молодой пары.

Однако в большинство его картин тема инвалидности все же затрагивается. В разговоре об этом Владимир сперва соглашается с такой оценкой, но потом все же уточняет: это фильмы, в которых есть герои с инвалидностью, а вот тема произведения может быть совсем с этим не связана.

«Я хочу помочь людям без инвалидности понять, что те, кто ездит на инвалидной коляске, — это не просто отдельная категория граждан, которые нуждаются в каких-то приспособлениях. Это неотъемлемая часть нашего общества, это не «они и мы», а это «все мы». Пока до людей это не донесу, хотя бы до какого-то круга, я не прекращу заниматься этой темой».

 

 

Смотреть видео: 

Источник: NND

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×