Первоклассник решительно отказывается идти в школу. Он закатывает истерики, выдумывает тысячи причин, чтобы не пойти на уроки, вечно жалуется на недомогание и усталость. Как вести себя родителям в подобных случаях? Нужно пресекать капризы на корню или лучше все же прислушаться к ребенку и вместе с ним решить проблему?
Чуть больше месяца назад ваш малыш впервые переступил порог школы. Он прижимал к груди огромный букет и спешил на уроки в приподнятом настроении, говорил о том, что хочет учиться и мечтает о новых друзьях. Но прошло совсем немного времени, и его отношение к школе резко изменилось. Первоклассник уже не торопится на уроки, более того, он хватается за любой предлог, чтобы пропустить занятия. Каждое утро в вашем доме теперь начинается со слез, ссор и неприятных разговоров, взаимное недовольство стремительно растет. Самые несдержанные папы и мамы уже хватаются за ремень, а родители, привыкшие добиваться от детей желаемого любой ценой, закидывают малыша подарками и обещаниями провести каникулы на море. Однако ни одна из стратегий не работает, и вскоре на смену «капризам» приходят энурез и депрессия, иммунитет у первоклассника резко снижается, он заболевает буквально от малейшего ветерка.
– Если ваш ребенок вдруг категорически отказывается идти в школу, ни в коем случае не пытайтесь показать ему, кто в доме главный, – говорит нарративный психолог Юлия Дьякова. – Беда наших родителей в том, что они обрушивают на маленького первоклассника целый ворох обязанностей и зачастую предъявляют к нему неоправданно высокие требования. Со стороны может показаться, будто бы дитя не в школу пошло, а поступило по гранту в престижный университет. При этом установки от пап и мам нередко абсолютно противоположные по смыслу, и применить их в жизни не представляется возможным. «Ты должен быть веселым, активным и сидеть на уроках тихо, как мышка!», «Никогда не дерись и не обзывай одноклассников, но умей дать им отпор, чтобы не обижали тебя!», «Получай отличные оценки по всем предметам, но не перегружайся!», «Будь искренним и честным и люби всех учителей одинаково!». Попробуйте сами прожить по таким правилам хотя бы один день, у вас точно ничего не получится! Я уже не говорю о любви к чужим людям.
Перемена обстановки – всегда серьезное испытание даже для взрослого человека, а тут у ребенка в один день меняется все. Ему трудно перестроиться, но родители, вместо того чтобы помочь, едва ли не каждую вторую фразу начинают со слов «ты должен». Должен хорошо учиться, ни с кем не ссориться, не шуметь, не мешать учителю, выполнять домашнее задание, посещать спортивные секции и творческие студии. Я не устаю поражаться тому, что расписание дня у некоторых детей напоминает режим работы преуспевающего бизнесмена. У детей практически не остается ни минуты времени на игры и отдых. Родители считают, что ребенок отдыхает во время занятий плаванием в бассейне или в художественной школе. Нет. Он и там продолжает учиться. У него и друзей-то нет, одни «деловые партнеры», с которыми он сидит рядом за партой, изучает приемы дзюдо, плетет украшения из бисера, рисует, поет, танцует.
– Значит, от секций лучше отказаться?
– Казахстанские папы и мамы соревнуются в искусстве создания идеального ребенка, и это весьма печально. Собрав воедино все свои комплексы и неудачи, они одновременно записывают ребенка в музыкальную школу, секцию восточных единоборств и бассейн, водят его на курсы английского языка и в балетную студию. Как правило, такие марафоны заканчиваются нервными срывами и болезнями. Поговорите с ребенком, спросите, чего он хочет сам, не навязывайте ему собственные нереализованные мечты. И ничего страшного, если он через три месяца скажет, что ему больше не нравится играть на гитаре, зато его привлекает домбра. Ребенок имеет право на поиски самого себя, ему дозволено ошибаться, как любому из нас.
– Чаще всего нежелание идти в школу объясняется именно чрезмерной перегруженностью ребенка и взваленным на него чувством долга?
– Да, но не исключайте также конфликты с одноклассниками и сложные отношения с учителями. К сожалению, нередко между детьми возникают ссоры, перерастающие в настоящую вражду. Еще в начальных классах дети делятся на группы, в которые вход «чужакам» закрыт. В качестве профилактического средства могу порекомендовать родителям чаще приглашать в гости одноклассников вашего маленького школяра. Во времена моего детства мы постоянно заходили к друзьям домой, пили чай, вместе смотрели мультфильмы, делали уроки. Сейчас все иначе. Детские дни рождения проводятся в кафе, школьникам не разрешают приводить в квартиру одноклассников. И зря. Общение в непринужденной атмосфере, совместные игры, веселье и шутки способствуют сближению детей, и вчерашние заклятые враги становятся близкими друзьями.
Наладить контакт между детьми значительно проще, чем заставить учителя, по какой-либо причине невзлюбившего ребенка, изменить свое к нему отношение. Заискивающие улыбки и подарки ситуацию не изменят. И не надо приводить в качестве примера истории о том, как вас самого не любил учитель, но вы все равно продолжали ходить в школу. Помните об этом до сих пор? Не забыли? Вам обидно? Значит, конфликт не прошел без последствий. Зачем вы принуждаете вашего ребенка танцевать на тех же граблях? Защитите его!
– Всегда ли ребенок открыто говорит о нежелании идти в школу?
– В подавляющем большинстве случаев он как раз молчит. Но вы можете догадаться о проблеме по его поведению. Недавно он был тихим и спокойным, а теперь повышает голос, ломает игрушки, разговаривает с плохо скрытым раздражением, плачет без причины. Некоторые дети замыкаются в себе, часами сидят в комнате в одиночестве, забывают о любимых игрушках, проявляют полное равнодушие к лакомствам и развлечениям. Энурез и заикание – самые серьезные сигналы, и лучше до такой стадии ребенка не доводить.
– Как поступать, если между родителями и детьми нет полного доверия?
– Каждому ребенку необходим альтернативный взрослый, с которым он отлично ладит и говорит на одном языке. Эту роль могут взять на себя старший брат, сестра, тетя, дядя, тренер, друг семьи. Современные дети из-за гаджетов испытывают трудности при личном общении. Привыкшие свободное время проводить у планшета, телевизора или компьютера, они не всегда способны правильно выразить чувства и рассказать о проблеме. Детей нельзя просто растить, с ними надо общаться, говорить, гулять, воспитывать их в любви и заботе. А у нас получается, что дети нередко доверяют только животным. Кстати, домашний питомец – отличный психотерапевт. Прислушайтесь к разговорам вашего ребенка с кошкой или собакой, и вы получите много полезной и нужной информации. Дети подражают взрослым, предложите им поучаствовать в игре «Беседа с четвероногим другом». Пусть ребенок поделится с питомцем школьными новостями, а вы послушайте их разговор из соседней комнаты. Между прочим, животные тонко чувствуют психологическое состояние человека. Если ваш питомец постоянно находится возле ребенка, спит рядом, настороженно на него смотрит, кладет голову ему на колени, то не исключено, что малыш чем-то серьезно обеспокоен.
– Стоит ли переводить первоклассника в другую школу?
– Ставить под удар неокрепшую психику малыша нельзя. Вы узнали причину, по которой он не любит школу, но это основание кажется вам неважным? Как бы там ни было, примите сторону ребенка, посмотрите на ситуацию его глазами. Попробуйте для начала поменять класс. Ничего не изменилось? Выбираем другую школу, переходим на домашнее обучение или вообще забираем нашего первоклассника, и пусть он до нового учебного года отдохнет и наберется сил. Не все дети готовы к школе в возрасте шести-семи лет. На кону стоит здоровье и благополучие ребенка, не забывайте об этом.
Источник: Экспресс К