Now Reading
Что не так с пособиями для малообеспеченных семей и почему нужно принять Социальный кодекс
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Что не так с пособиями для малообеспеченных семей и почему нужно принять Социальный кодекс

Что не так с пособиями для малообеспеченных семей и почему нужно принять Социальный кодекс

Многодетные семьи в Казахстане могут получать несколько видов пособий. Из-за этого происходит путаница с подачей документов, особенно на селе.

Какие виды поддержки семей с детьми предусмотрены в Казахстане, с какими проблемами сталкиваются получатели, и как сделать эти пособия более доступными для представителей социально уязвимых слоёв населения?

Какие виды пособий могут получать многодетные семьи
Систему государственных пособий и выплат, направленных на поддержку семей с детьми, можно разделить на три блока:

стимулирование рождаемости и содействие воспитанию детей в семье;
повышение престижа и авторитета многодетных матерей;
адресная социальная помощь (АСП).
Первое пособие на рождение ребёнка:

на трёх первых детей предусмотрена выплата в 105 564 тенге (38 МРП);
на четвёртого и более ребёнка 175 014 тенге (63 МРП).
По данным Министерства труда и социальной защиты населения, на 2020 год для выплаты этого пособия из бюджета предусмотрено 47,4 млрд тенге.

Второе пособие по уходу за ребёнком до достижения им одного года. Его размер в этом году составляет:

на первого ребёнка 16 002 тенге (5,76 МРП);
на второго 18919 тенге (6,81 МРП);
на третьего 21 808 тенге (7,85 МРП);
на четвёртого и более 24 725 тенге (8,90 МРП).
По данным Минтруда, на 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрен 41 млрд тенге.

Третье пособие семьям, воспитывающим ребёнка с инвалидностью, до достижения им совершеннолетия, 45 736 тенге (1,4 прожиточного минимума). На 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрено 50,4 млрд тенге.

Четвёртое пособие по уходу за лицом с инвалидностью I группы с детства. Оно составляет 45 736 тенге (1,4 ПМ). На 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрено 9 млрд тенге.

Читайте также: Многодетные семьи в Казахстане: всё о пособиях, очередях на жильё и социальной помощи

Пятое пособие для многодетных матерей, награждённым подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награждённым орденами «Материнская слава» I и II степени. Оно выплачивается независимо от дохода, его размер составляет 17 780 тенге. На 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрено 49,8 млрд тенге.

С 1 января 2020 года выплачивается пособие многодетным семьям, имеющим четырёх и более несовершеннолетних детей. Семьям:

с четырьмя детьми выплачивается 44 532 тенге (16,03 МРП);
с пятью детьми 55 672 тенге (20,04 МРП);
с шестью детьми 66811 тенге (24,05 МРП);
с семью детьми 77 951 тенге (28,06 МРП);
с восемью и более детьми по четыре МРП на каждого ребёнка (1 МРП 2 778 тенге).
На 2020 год для выплаты этого пособия из бюджета предусмотрено 191,1 млрд тенге.

Помимо прочего выплачивается адресная социальная помощь (АСП), но её могут получить только малообеспеченные семьи, в том числе многодетные. По состоянию на 1 января 2020 года её получали 468 тысячи семей, или 2 177 тысяч человек, в том числе 245 тысяч многодетных семей, или 52,4%. Если в 2019 году на выплату АСП направлено 244,2 млрд тенге, то в этом году предусмотрено 116,8 млрд тенге.

С какими проблемами сталкиваются получатели пособий
Если в крупных городах казахстанцы, имеющие право на помощь от государства, получают её без особых проблем, то в селе ситуация выглядит несколько иначе, говорит Жанайым Жумадилова, сотрудница «Дома мамы». В их кризисных центрах помогают женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Часто сотрудники помогают оформлять им пособия. Как правило, это:

Пособие на рождение ребёнка.
Пособие по уходу за ребёнком до одного года.
Адресная социальная помощь.
При получении подопечными «Дома мамы» адресной социальной помощи основной проблемой является отсутствие прописки.

«Как правило, к нам поступают девушки из сельской местности. Для получения АСП необходимо иметь прописку по месту жительства. В некоторых регионах «Дом мамы» имеет возможность прописать девушек, но в большинстве случаев мы сталкиваемся с трудностями. Ведь возвращаться в населённый пункт прописки девушки по ряду причин не могут», поясняет Жанайым Жумадилова.

В городах республиканского значения для получения АСП необходимо иметь прописку не менее шести последних месяцев. Это так же вызывает затруднение для получения финансовой поддержки.

Зачем Казахстану нужен Социальный кодекс
Определённые проблемы с получением социальных пособий существуют не только в сёлах, но даже в Алматы, хотя это крупный и технологически развитый город, говорит политолог Айдос Сарым.

Он занимался проблемой поддержки многодетных матерей и выявил две основные проблемы. Первая: много разных баз данных, что вызывает немало сумятицы. Вторая: социальная помощь не проактивна, поэтому большинство не знает, что им положено и когда.

«Я очень надеюсь на то, что будет принят Социальный кодекс, где должно быть чётко прописано, что государство гарантирует нашим гражданам, какие именно виды помощи в каждом определённом случае. Эти обязательства не должны трактоваться двояко, не должны зависеть от произвола чиновника. То есть человек не должен ничего доказывать, что ему положено такое-то пособие», объясняет Айдос Сарым.

Второй момент, на который нужно обратить внимание, развитие службы социальных работников.

«Это люди, которые оказывают специализированную, квалифицированную помощь группам населения, которые в этом нуждаются. После принятия Социального кодекса где-то на стыке между госслужбой и НПО должна появиться категория социальных служащих. Она будет отчасти замещать государственные функции и волонтёрство. Это должна быть уважаемая, ответственная и очень престижная профессия, которой надо обучать», считает политолог.

По его мнению, у нас должны быть не 10-11 тысяч человек, которых можно отнести к социальным служащим, а сотни тысяч человек, хорошо обученных и способных оказать разную помощь: от медицинской до юридической.

Правила игры должны быть понятны каждому
Одно из исследований, посвящённое трудоустройству молодёжи, показало, что менее 50% молодых людей осведомлены о программах господдержки. Но свыше 80% из числа тех, кто этими программами пользовался, считают их эффективными, добавляет ещё один политолог Талгат Калиев.

«Аналогичным образом, наверное, обстоит проблема с многодетными и малообеспеченными семьями. И здесь, наверное, вопрос больше к СМИ, которые неправильно подают эту информацию, потому что мало освещать это в рамках госинформзаказа, но и надо уметь это правильно подавать в доступной и интересной для людей форме, а не просто говорить о том, что появилась такая-то госпрограмма», считает Талгат Калиев.

Далеко не все сельские жители могут просто поехать в Центр соцпомощи, проконсультироваться и оформить пособие. Ведь зачастую эти учреждения располагаются в областных центрах, до которых от населённого пункта в сельской глубинке может быть более 100 километров. И нет никаких гарантий, что дело ограничится одной поездкой.

«Было бы неплохо перевести оформление услуг в онлайн-режим. Но опять возникает вопрос доступности, ведь не у всех малоимущих имеются компьютеры и доступ к интернету, особенно на селе. Возможно, нужно в школах или почтовых отделениях устанавливать общественные компьютеры, чтобы любой сельский житель мог прийти и воспользоваться им», предложил политолог.

Еще одной проблемой при оформлении госпособий спикер считает сложность восприятия доносимой до населения информации и большое количество документов, которые приходится собирать получателю. По его мнению, должны быть простые правила, понятные человеку с любым уровнем образования.

 

 

Источник: Inform бюро

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×