14-летняя Полина Матюшина из Темиртау — «тяжелый» ребенок. У нее ДЦП. Она очень любит бассейн. Из воды ее вытаскивает мама. Сначала закидывает парализованную дочь на бортик, затем выходит из воды. Поднимает ребенка вертикально, взваливает на плечо и, стараясь не упасть на мокром кафеле, идет в душ.… Весит Полина больше 40 кг.
«Недавно я все-таки не удержала, поскользнулась, уронила ее. Полинка повредила о кафель передние зубки. Не хватает у меня сил уже — спина, возраст», — вздыхает мама девочки Наталья Матюшина.
Дети с особыми потребностями в Темиртау могут бесплатно посещать плавательный бассейн «Жастар». Пользуются возможностью единицы. Из «тяжелых» на инвалидной коляске — только Полина Матюшина. Объект находится на балансе управления спорта Карагандинской области и недоступен для детей с инвалидностью.
«На входе есть приступочка никому не нужная, а для нас препятствие. Я надеялась: вот будет ремонт в этом году, может быть, они ее уберут? Не убрали», — говорит Наталья.
Облегчила бы жизнь обыкновенная инвалидная коляска.
«Свою в бассейн брать не можем — намокнет, как потом домой? Я обращалась несколько месяцев назад к акиму Темиртау Галыму Ашимову, была у него на приеме, он обещал решить проблему, записал. Но…» — многозначительно замолчала женщина.
Отец Полины работает без выходных, мама безотрывно с дочерью. Нет времени и возможности ходить по инстанциям, обивать пороги кабинетов чиновников, не умеет писать жалобы… А есть на что. Несколько лет назад государство обеспечило ребенка с инвалидностью уличной коляской. Сейчас она уже на добром слове держится. Давно пора обновлять.
«В этом году родителям детей с инвалидностью сказали: езжайте в Караганду и смотрите, что там за коляски закупили для вас. Трудно оторваться от ребенка с инвалидностью, найти время, но поехали. Все коляски маленькие закуплены, для малышей. Значит, в этом году мы останемся без коляски. Ну что ж вы не смотрите, когда закупаете? Не выдают ортопедическую обувь, хотя обязаны. Говорят: нет финансирования», — вздыхает Наталья Матюшина.
В прошлом году в Темиртау власти финансировали реализацию нескольких проектов для реабилитации детей с инвалидностью: ЛФК, ипотерапия, канистерапия.
«Это и польза, и отдушина была. В этом году ни один проект не финансируется. Сидим дома. Тяжело в четырех стенах», — говорит Наталья Матюшина.
Темиртау не назовешь городом, доступным для людей с инвалидностью. Перекопанные и необорудованные тротуары и пешеходные переходы, высокие бордюры. Кнопки вызова для людей с инвалидностью у многих объектов — бесполезный антураж, как и пандусы.
«К примеру, в детской больнице пандус есть, но бетонный. Сейчас он покрыт льдом, и уже коляску не затащить. Отдел занятости и социальных программ находится на втором этаже, на лестницах нет пандусов, а кнопка вызова не работает. Мы стоим в очереди в коррекционный класс, посещаем иногда школу №6, она только после ремонта, но уклон у пандуса — не для инвалидной коляски», — объясняет Наталья.
Не оборудована, по словам родителей Полины, и областная специальная школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями. Вот такой казус: учреждение для детей с инвалидностью, но без доступа.
«Педагог иногда к нам приходит, иногда я везу Полину в интернат на занятия, на праздники. Интернат в старом здании, неприспособленном, это бывший детский сад. На второй этаж ведут узкие лестницы, нет пандусов. Тащу на себе…» — говорит мама девочки.
На прошлой неделе в Темиртау прошел фестиваль для детей с особыми потребностями «Аялы жүрек» в детско-юношеском центре «Әлем». Участвовали многие дети-колясочники. Родители отважно переносили коляски через пороги и затаскивали на сцену. Учреждение дополнительного образования много лет работает с детьми с особыми образовательными потребностями, был и капремонт в здании, но требования законодательства о доступе инвалидов не учли.
«Да у нас и нет детей-колясочников в кружках», — говорит руководитель ДЮЦ Инна Тихомирова.
Может, поэтому и нет?
На фестивале Наталья Матюшина обратилась к секретарю темиртауского маслихата Алексею Ломакину с просьбой о коляске в бассейн. Обещал помочь. Только попросил родителей ребенка с инвалидностью: «Напомните мне сообщением на WhatsApp».
Источник: NEWTIMES