С медицинской реабилитацией в Казахстане долгое время было непросто – несмотря на то, что эти услуги всегда считались бесплатными и были гарантированы государством, они никогда не оказывались полноценно. Причиной тому – недостаточное финансирование. Но с 2020 года с запуском системы медстрахования эта помощь станет доступной огромному количеству людей. Как это будет работать, читайте в NUR.KZ.
Со следующего года практически вся медицинская реабилитация будет оказываться в рамках страховой медицины. На эти цели планируется направить свыше 42,5 млрд тенге в год. Для сравнения сегодня эта цифра едва переваливает за 4 млрд тенге. Увеличение финансирования позволит охватить реабилитацией и восстановительным лечением большой пласт людей — всех застрахованных.
В том числе тех, кто чаще всего нуждается в этом виде медицинской помощи — людей с инвалидностью, пожилых людей, детей. Они относятся к тем 15 категориям, чье участие в системе медстрахования обеспечивается государством.
«Реабилитационная помощь будет оказываться по самым приоритетным направлениям – именно по тем, по которым у нас есть большая смертность и заболеваемость. Это – кардиохирургия, кардиология, травматология, ортопедия, нейрохирургия, неврология и детская реабилитация», — рассказывает исполняющая обязанности директора департамента медико-социальной помощи Министерства здравоохранения РК Гульзия Бидатова.
От своевременной реабилитации зависит, как быстро человек восстановится. Этот вид помощи оказывается и сейчас — после инсультов, инфарктов миокарда, кардиохирургических операций, вот только в недостаточном объеме.
«Реабилитация у нас не была выстроена в силу того, что не было финансирования, была недостаточно развита инфраструктура, был недостаток кадров. Не соблюдались принципы ВОЗ –непрерывность и доступность. Реабилитация обязательно должна быть непрерывной. Если после инфаркта миокарда больной получил лечение, он с первых же суток должен получать реабилитационную помощь первого этапа. Последующие 2 этапа – второй и третий, он получает в специализированных отделениях реабилитации. Третий этап — это амбулаторный этап, когда реабилитацию можно получить в поликлинике, или в дневном стационаре», — разъясняет эксперт.
Отметим, что первый этап (ранний) – это оказание медицинской реабилитации в остром и подостром периоде заболевания или травмы, второй этап (продолженный) – это медреабилитация в раннем восстановительном периоде.
Внедрение третьего, позднего этапа реабилитации – одно из главных изменений, которое ждет казахстанцев с запуском системы медстрахования. Во всем мире от называется реабилитацией амбулаторного типа или дневного пребывания. То есть пациент приходит в медучреждение, получает услугу и уходит. В основном на третьем этапе длительное лечение получают неврологические больные.
Отметим, что наряду с медицинской реабилитацией, существует и такое понятие, как восстановительное лечение.
«Восстановительное лечение проводится в ранний восстановительный период, а медреабилитация — в поздний. Если при восстановительном лечении мы затрагиваем первый и частично второй этапы, то реабилитация в полную силу начинается со второго и третьего этапов. Раньше этого не было – пациенты получали восстановительное лечение при первом этапе, потом их выписывали домой, и они должны были по несколько месяцев ждать очереди для следующей реабилитации, или обращаться в частные клиники», — отмечает Гульзия Бидатова.
За счет того, что вырастет финансирование, каждый из реабилитационных этапов будет удлинен, длительность будет определяться для каждого пациента индивидуально мультидисциплинарной командой.
В нее входят врач-реабилитолог, который разрабатывает программу реабилитации для каждого больного в отдельности, и узкие специалисты – в зависимости того, какие функции нарушены у пациентов. К примеру, логопед — если после инсульта у пациента потеря речи, или офтальмолог – если пострадало зрение и тд.
Также для любой реабилитации необходимо участие социальных работников и психологов. Так как сегодня в Казахстане делается упор не только на внедрение модели непрерывности и доступности, но и усиление работы с семьями.
«Когда в семье появляется ребенок с теми или иными отклонениями, и требуется реабилитация, то необходимо работать со всей семьей. Потому что часто семья, особенно молодая, к этому не бывает готова, родители не знают, как обращаться ребенком в домашних условиях, что делать. Важно прививать домашние навыки реабилитации. Если вовремя и правильно обучить родителей, объяснить им их роль в этом процессе, тем успешней будет реабилитация ребенка. Поэтому в новой концепции мы предусматриваем работу с семьями. И психологи, и социальные работники, должны будут активно работать с семьями», — делится новшествами представитель Минздрава.
Также в новой модели той же детской реабилитации предусмотрено социальное сопровождение ребенка, чего раньше не было.
«При поступлении ребенка на реабилитацию, будет определяться его социальный статус, для того, чтобы знать, какая социальная помощь ему необходима. В планах интеграция информсистем министерств здравоохранения, труда и соцзащиты населения, а также образования и науки. Мыдолжны понимать, как, в каких условиях, и с какими социальными проблемами к нам поступил ребенок. Возможно, это неполная семья, или ребенку не предоставлены инклюзивные услуги образования и тд. Наш опыт показывает, что мамы не знают, какие у нас существуют соцпроекты, о своих правах, все это в итоге выливается в психологический стресс. Вот потому важно, чтобы с семьей работал социальный работник», — уточняет Гульзия Бидатова.
Реабилитация –главный процесс, способствующий снижению инвалидизации. Но при этом в медицине важно делать упор не только на реабилитацию, но и на предреабилитационные этапы, считает спикер. Начиная от скринингов во время беременности.
«Если у новорожденных вовремя выявлены отклонения в психофизическом развитии, а сейчас у малышей большой процент ментальных нарушений, тем быстрее будет назначена реабилитация, а не тогда, когда ребенку поставят инвалидность. От скрининга до инвалидности теряется золотое время, начав действовать в этом промежутке, мы можем значительно адаптировать ребенка к жизни или даже полностью реабилитировать», — утверждает Гульзия Бидатова.
В целом, модернизация реабилитационной службы и выделение на нее дополнительных средств, уже дает свои ощутимые плоды. Об этом можно судить по опыту Карагандинской области, где реализуется пилотный проект по медстрахованию.
«С началом развития реабилитационной службы, реабилитологи воспряли духом, сегодня многие специалисты возвращаются в службу, повышают квалификацию. Эффект, который мы видим – пациенты, особенно после инфарктов и кардиохирургических операций, быстрее восстанавливаются и возвращаются к труду. Раньше лежачих больных получали больше, сейчас меньше. В целом, ожидания большие, как у народа, так и у нас», — подытоживает эксперт.
Отметим, что сегодня по всей стране открывается все больше реабилитационных центров, в большинстве своем – частных, которые будут участвовать в госзаказе.
Источник: NUR.KZ