В последние дни на просторах Казнета активно обсуждают новый придорожный туалет стоимостью 23 млн тенге. Обмен мнениями идёт настолько бурно, что представители Национальной компании «Казавтожол», отвечающей в республике за придорожный сервис, решили организовать пресс-тур для журналистов, чтобы разъяснить, почему туалет такой дорогой, сообщает корреспондент «Хабар 24». «Уважаемые журналисты, в ходе пресс-тура вам будут продемонстрированы долгожданные, новые, придорожные туалеты» — ну как не заинтересоваться таким анонсом от «Казавтожола», тем более в свете последних событий. По дороге, так как сказать, пользуясь случаем, прессе показали как по трассе Нур-Султан – Щучинск успешно функционируют уже действующие несколько лет теплые удобства. Чтобы отхожие места поддерживали в чистоте их сдают предпринимателям, которые организовывают здесь мини-кафе, с как заявляется — хорошим сервисом. — Дайте, пожалуйста, маленькую ложечку. /возьмите/ Сдают вот такой обустроенный контейнер за 36 тысяч тенге в месяц, прибыль же у бизнесменов. Азамат Шентимиров, арендатор: — Ну, честно сказать, в летний период он доходит в день до 50 тысяч. Совсем неплохо. За эти деньги, пожалуй, можно содержать в чистоте туалет. Тем более, конкретно в этом, установлена неприхотливая в обслуживании вакуумная система слива. Сюда намного реже нужно провозить воду. Всего туалетов типа «Казвей» на платной трассе Нур-Султан-Щучинск — пять. На 211 километров. То есть в одну сторону 2 и другую 3. – Мало, конечно хотелось бы больше. Сейчас тем более зима удобства нет – Ну, то есть бывает, что недотерпели и…конечно и вышли прям на улицу /конечно/ Ерлан Рысбеков, заместитель директора филиала дирекции платных автомобильных дорог НК «Казавтожол»: — Вы понимаете, что это мало? Нет, помимо этого есть объекты придорожного сервиса — это кафе, которые тоже имею теплые туалеты, есть павильоны сервиса старого образца их 6 штук на этом платном участке. Сейчас мы дальше поедем все вам покажем. Показали. Такой же павильон, только уже без вакуумных инноваций. Старая добрая дыра, хоть и чистая. «Казавтожол» заявляет — всего на 211 километрах есть 26 теплых туалетов. Сюда же они считают и АЗС, где есть уборные, но это не точно. Ерлан Рысбеков, заместитель директора филиала дирекции платных автомобильных дорог НК «Казавтожол»: – Мы как бы указываем, что есть требования к придорожному сервису, ознакамливаем с Национальным стандартом, выдаем памятки, что они обязаны осуществлять допуск к этим благоустроенным туалетам. — Но заставить вы их не можете? — Но конкретных мер законодательством не предусмотрено. И вот после многочасового пути группа журналистов всё же добралась до нового долгожданного туалета стоимостью 23 млн тенге. Асхат Ниязов, корреспондент: — В общем, почти 300 км журналистов везли сюда – показать вот этот новый туалет. С виду очень даже симпатично – нечего сказать. Давайте посмотрим, что внутри. Здесь есть отдельный для людей с инвалидностью и обычный – мужской и женский в одном. Всё очень даже симпатичное. Всё из нержавеющей стали – выглядит красиво. Но есть одно но – туалет не работает. Воды нет. На самом деле сходить сюда не получится, хотя очень хочется. Ребята, а куда все-таки можно в туалет то сходить? — В кусты — В кусты? — Хорошо А теперь добро пожаловать туда, где должен быть магазин, кофемашина и даже вроде как пеленальный стол, но нет. Ничего этого здесь еще нет. Тогда, глядя на все это, назревает вопрос… Рашид Рафиков, начальник отдела по развитию придорожного сервиса НК «Казавтожол»: — Для чего сегодня сюда привезли журналистов? — Сегодня приехали сюда показать вам пилотный туалет установленный в рамках реконструкции автомобильной дороги «Щучинск- Зеренда». — Как символично закрылась дверь только что за вами, скажите пожалуйста нельзя было дождаться пока туалет введут в эксплуатацию и потом показать журналистам? — Для чего такая спешка? — Когда он введтся в эксплуатацию, мы вам еще раз покажем. Но много новостей на фоне туалета было, собрались, поехали — вот и показали. Но есть еще один момент. В сети обсуждался ролик с вот таким туалетом. Он тоже новый, современный, но не тот, который показали нам. В «Казавтожоле заявили», что разницы нет: и там и там тестовые модели. Всего примерно таких туалетов хотят установить по стране 304 штуки. При чем цифра в 23 млн тенге, как выяснилось не нова. Уже установленные «Казвей» тоже стоят примерно 20 млн тенге. И опять вопрос? Почему так дорого? В интернете буквально за 5 минут можно найти туалеты в десятки раз дешевле. Вот, например самая дорогая версия обойдется чуть больше чем в 2,5 млн тенге. Разница в 20 млн. Разобравшись в ситуации вырисовывается следующая картина. «Казавтожол» отныне будет устанавливать туалеты нескольким путями. Первый — в смете. В смету новой дороги будет заложена стоимость теплых туалетов, таких как нам показали на свежей трассе «Щучинск – Зеренда». Второй способ – показанный на видео туалет – образец, тех что должны построить инвесторы за свои деньги и установить на старых дорогах, а государство будет платить уже за его обслуживание от 700 тысяч до 1,5 млн тенге в месяц, в зависимости от степени сложности обслуживания. В общем, цифр много и решений тоже, но не может радовать только один факт. Тех самых уличных туалетов, в которых, мягко говоря, не хочется долго задерживаться, станет меньше.