Хлеб с плесенью, гнилые фрукты, забродившая «молочка» и это далеко не весь список продуктов, которые можно найти на прилавках магазинов и гипермаркетов. Корреспондент NewTimes.kz решила выяснить, как просроченная продукция уходит в массы, и кто в ответе за последствия использования некачественных товаров.
Однако не все продавцы так же категоричны как герой романа Булгакова. Пару дней назад я зашла в дворовый магазин, в продуктовую корзину по традиции собрала хлеб, чай, сметану, и кильку. Наученная горьким опытом, сразу же проверила срок годности продуктов. По швам на упаковках все в порядке: молоко можно пить еще 3 месяца, хлеб грызть всю неделю, сметану желательно употребить в течение нескольких дней, что касается рыбы, если верить описанию на банке, она еще вчера в реке плескалась.
Но дома меня ждало разочарование: речной деликатес оказался протухшим. Я попыталась вернуть испорченный продукт в магазин, продавец вначале смутилась, но отдавать деньги не спешила. После угроз пожаловаться «куда надо» ущерб мне возместили, а банка с килькой осталась на полке ждать очередного покупателя.
Я решила проверить, в каких магазинах, расположенных по соседству, продают просроченные продукты под видом свежих.
Из пяти дворовых магазинов в трех я нашла товары с истекшим сроком годности. В основном это кондитерские изделия (конфеты, рулеты), молочная продукция (молоко, ряженка), полуфабрикаты (пельмени, вареники), консервы (шпроты, килька).
Даже если продукт выглядит аппетитно, а дата на упаковке говорит о свежести, не стоит спешить с покупкой. Не исключено, что вы покупаете уже просроченный товар с перебитыми датами, считает заместитель председателя правления ОО «Общество защиты прав потребителей «Адилет» Турсун Джагпарова.
Она уверена, полки казахстанских магазинов заставлены просроченными товарами. По ее словам, всему виной недобросовестные поставщики и продавцы, которые в курсе ситуации, но продолжают «травить население».
«Продовольственные продукты поступают на прилавки через систему логистики, это так называемые оптовые складские помещения, там наловчились перебивать срок годности. Мало того, что в большинстве случаев продукция уже просрочена, так ей еще перебивают срок годности. В основном выбирают магазины на окраинах города или в пригороде, на сегодня это подтвердившийся факт», — говорит Турсун Джагпарова.
По данным специалиста общества защиты потребителей, в больших объемах просрочка встречается в крупных супермаркетах.
Турсун Джагпарова уверяет, в столице существует крупная торговая точка, где преобладают просроченные товары, но заведение пользуется популярностью и снабжает массы некачественной едой.
«Я знаю продавца, которая, к сожалению, не может себя назвать, но в торговле еще работает, она говорит, что когда приводят просроченные продукты, то в первую очередь продают мелким кафе и пункты быстрого питания, где готовят самсу, донеры, пирожки, потом рестораны. Более того, просроченные товары покупают в школы, детсады», — поведала она.
Общественник отметила, что просроченные товары в любом случае должны изъять, после чего утилизировать.
«Если в магазине продукция не пригодна, то администрация магазина должна вернуть поставщику обратно товар. По санпинам запрещено реализовать просроченный товар, и не покупатели должны его выявлять», — рассказывает Турсун Джагпарова.
Как это происходит, рассказали в пресс-службе крупной сети супермаркетов. Торговая сеть заключает с большинством поставщиков договор с тем условием, что они сами забирают на утилизацию просроченный товар.
«В день окончания срока годности они должны товар забрать и у них должны быть договора с компаниями, которые занимаются утилизацией. У нас также есть продукция собственного производства – кондитерские и хлебо-булочные изделия, когда она подходит к завершению срока годности, мы сами ее отгружаем по договору с компаниями-утилизаторами. Товары с истекшим сроком годности нельзя продавать и куда-либо выбрасывать по санитарным нормам», — прокомментировали в пресс-службе.
Жалобы на некачественную продукцию растут наравне с ценами на бензин, если в 2018 году в ОО «Общество защиты прав потребителей «Адилет» поступило около 3 тыс жалоб на просроченный товар, то уже в 2019 году этот показатель вырос в 2,5 раза.
Турсун Джагпарова уверяет, что к обострению ситуации с просроченными продуктами привел мораторий на проверку малого бизнеса уполномоченными органами.
«К сожалению, в силу поддержки бизнеса объявлен мораторий на проверку микро и малого бизнеса, а они (бизнесмены) нарушают законы. Маленькому бизнесу нечего терять, недобросотвеному овощному магазину проще заплатить штраф и продолжать дальше нарушать, потому что у нас в Казахстане на сегодня законы гуманные. Сейчас при министерстве торговли должен начать деятельность один комитет, и мы надеемся на него.
На сегодня казахстанский потребитель абсолютно не защищен из-за этого моратория, из-за того, что ответственность очень низкая. Это игра в одни ворота, то есть государство создает условия для развития бизнеса, а недобросовестный бизнес этим пользуется. Сейчас есть законы, но нет механизма», — говорит спикер.
По ее словам, в мажилисе парламента создана рабочая группа, в которой обсуждается предложение об увеличении размера штрафов за продажу просроченных. На сегодня они составляют всего 10-20 МРП. Во-вторых, общество защиты потребителей намерено добиться максимального наказания для недобросовестных продавцов вплоть до лишения права заниматься предпринимательской деятельностью.
Источник: NewTimes.kz