До конца этого года казахстанцам из социально уязвимых слоев населения выдадут пластиковые ID-карты, через которые они будут получать адресную социальную помощь (АСП), бесплатное школьное питание и пользоваться льготным проездом в общественном транспорте. О цифровизации соцуслуг, возможности трудоустроиться онлайн и виртуальных консультантах рассказал вице-министр труда и социальной защиты населения Нариман МУКУШЕВ вчера на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.
Одним из проектов цифровизации является “Социальный ID гражданина”, предусматривающий выдачу пластиковых карт, на которые поступают пособия и выплаты. При помощи карты можно оплачивать и услуги. При этом если владелец карты относится к льготной категории, деньги не списываются — на мониторе высвечивается уведомление об оплате. В пилотном режиме проект стартовал в Актобе в июле прошлого года.
— Когда мы увидели, что карта эффективна для актюбинцев, то приняли решение постепенно масштабировать проект. Таким образом, социальная ID-карта сейчас успешно внедряется в Атырауской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Мангистауской областях, а также в Нур-Султане. Было выпущено порядка 45 тысяч карт и осуществлена 31 тысяча транзакций. В этом году планируем внедрить социальные карты по всей стране, — сообщил Мукушев.
Он отметил, что социальная карта, разработанная в прошлом году с целью фиксации доходов, бытовых условий и социального статуса казахстанцев, позволила вывести 505 семей из экстренной кризисной ситуации.
В сфере занятости и трудоустройства реализуются проекты “Электронная биржа труда” (портал enbek.kz) и “Единая система учета электронных трудовых договоров”.
По словам вице-министра, за два года с помощью электронной биржи труда работу смогли найти более миллиона человек, что позволило на 17 процентов увеличить количество трудоустроенных граждан. На указанном портале зарегистрировались 913 тысяч соискателей и 192 тысячи работодателей. А в этом году на электронной бирже появятся еще и вакансии на государственной службе, и тогда все свободные рабочие места будут собраны в единой системе. Соответствующая работа, отметил вице-министр, уже ведется с Агентством по делам госслужбы.
Полезное новшество придумали и для выпускников медицинских вузов. Минтруда совместно с Министерством здравоохранения внесли в программу “С дипломом — в село” изменения, согласно которым молодые эскулапы теперь могут сами выбирать регион, куда они хотели бы переехать и работать по специальности.
А проект “Единая система учета электронных трудовых договоров”, как подчеркнул Нариман Мукушев, позволяет защитить трудовые права работников, упрощает процесс трудоустройства, снижает риски подделки документов, расходы работодателей на печать и хранение договоров, позволяет оптимизировать штат специалистов для ведения этого процесса. На данный момент к проекту подключено 26 тысяч организаций, зарегистрировано свыше 1,1 млн электронных договоров.
— Уже сегодня можно трудоустроиться по удостоверению личности. Ранее для этого нужно было собрать множество документов в зависимости от требований работодателя. Пилотный проект был запущен в 2018 году. Мы ожидаем, что в этом году будут приняты поправки в Трудовой кодекс и ведение договоров в электронной системе станет обязательным. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы личное дело работника формировалось автоматически, — рассказал Мукушев.
И еще один интересный проект, о котором поведал вице-министр, — виртуальный консультант Ai.Dana, работающий на базе искусственного интеллекта. Виртуальная помощница Айдана консультирует с прошлого года граждан по вопросам социально-трудовой сферы на официальном сайте Минтруда, сайте enbek.kz и в Facebook-мессенджере.
Теперь в планах Минтруда, сообщил вице-министр, познакомить Айдану с виртуальным телеведущим i-Sanj, прототипом которого стал актер Санжар МАДИ.
— Это веяние цифровизации, мы с этим все сталкиваемся. Недавно, когда разговаривали с журналистами, презентовали i-Sanj. У нас есть Айдана. Я коллегам предложил, что их, наверное, надо познакомить, — сказал вице-министр.
По словам Мукушева, в 2019 году 80 процентов услуг Минтруда и соцзащиты населения были переведены в электронный формат. В итоге сегодня из 40 госуслуг социально-трудовой сферы 18 оказываются онлайн, а 14 — проактивно, то есть посредством SMS.
— Перед нами стоит задача обеспечить условия, чтобы к концу года 90 процентов наших услуг граждане получали в электронном формате. Это вопросы по большей части разъяснительного характера. На сегодня многие граждане, даже получив SMS с предложением оказания проактивной услуги, не реагируют на него и идут по-прежнему в ЦОНы. Хочу подчеркнуть, что цифровизация — это обоюдный процесс. Недостаточно сделать услугу доступной электронно или проактивно — нужно, чтобы граждане ею воспользовались, — воззвал замглавы Минтруда, отметив, что благодаря переводу госуслуг в электронный и проактивный форматы ведомство сэкономило.