Более 4 000 лифтов по всей стране представляют угрозу для жизни и здоровья людей и требуют немедленной модернизации.
После того как в 2012 году в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование, хозяйство начало лихорадить, а на рынке появились недобросовестные сервисные компании, заявил президент ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержан Игибаев на «круглом столе», посвященном трансформации лифтовой отрасли страны. Резко увеличилось число чрезвычайных происшествий. В апреле 2018 года в Актобе в результате халатности сотрудников сервисной компании в лифте погибла девушка.
В Казахстане используется 5 000 лифтов с истекшим нормативным сроком эксплуатации. Между тем четыре казахстанских лифтостроительных предприятия способны производить в год до 3 500 подъемников, то есть за пару лет можно решить проблему в масштабе страны. К примеру, стоимость отечественного лифта грузоподъемностью 500 килограммов для девятиэтажного дома в среднем составляет 8–8,5 млн тенге, что вполне сопоставимо с ценами на технику китайского или российского производства. Однако решению проблемы мешают таможня и, как ни странно, демократия.
С февраля 2019 были отменены таможенные пошлины на готовые лифты. Но, как ни странно, пошлины на комплектующие для отечественного производства достигают 15%! Создалась парадоксальная ситуация – стимулируются заграничные производители лифтов, а отечественные оказываются в невыгодном положении. Решение проблемы – в специальных инвестиционных контрактах, предполагающих освобождение не только от таможенных платежей, но и от налога на добавленную стоимость.
– По таким контрактам у нас работают автопроизводители, что делает их продукцию более конкурентоспособной, – говорит руководитель управления машиностроения Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Ержан Иманслям. – Думаю, что, если будет принято такое решение и по производителям лифтов, они смогут увеличить производство.
Другая проблема заключается в том, что, согласно законодательству, решения в ЖКХ принимают 26% жильцов, если речь о деньгах не идет, и две трети хозяев квартир, если финансовый компонент присутствует. Понятно, что жильцам первого и второго этажей подъемник не нужен, да и проживающие на третьем и четвертом не склонны вкладываться в модернизацию лифтового хозяйства. А что если лифт спускается в подземный гараж? Должны платить все или только владельцы машин? И как набрать две трети голосов, если замена лифта необходима в одном подъезде, а их в здании пять?
Лифтовики Казахстана предлагают правительству разработать специальную программу по реновации лифтового парка. Она должна учитывать интересы людей с инвалидностью и пенсионеров и финансироваться на принципах возвратности в течение более длительного срока, чем нынешний семилетний, – на основе револьверного кредита. Кроме того, директор лифтостроительного завода LGS Kazakhstan elevator Group Алиш Халафов предлагает ввести протекционистские меры: если застройщики ведут строительство на свои деньги, то это их дело, у кого купить лифт. Но если установка подъемника проводится за счет бюджетных средств, то в законодательном порядке необходимо прописать, чтобы устанавливались лифты только отечественного производства.