Продолжаем наши походы в гости к читателям газеты «Вместе!» с 1-й группой инвалидности вместе с компанией TZMO SA, которая выпускает гигиенические и медицинские товары под торговыми марками Seni, Bella, Bella baby HAPPY. На этот раз нас ждала у себя дома героиня, побыв минуту с которой, сразу можно сказать, что у нее самое настоящее нетерпение сердца… Елена Серкульская – трехкратная чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, мастер спорта международного класса Беларуси по спортивным танцам на колясках, доцент кафедры ЛФК Белорусского государственного университета физической культуры, кандидат педагогических наук… Но все эти заслуги могут обернуться в ничто, если ты живешь для себя. Вот главный смысл жизненной философии Елены.
Травма
В спорт Елена пришла, когда ей было всего шесть. Тогда она занималась гимнастикой. Затем были прыжки в воду. «Меня тот вид спорта увлек, а к 14 годам я уже стала мастером спорта, – вспоминает Елена. – Потом наш тренер перешел во фристайл, и мы пошли за ним. Фристайл нам тогда казался таким романтичным: горы, поездки, лыжи…. Мы же горы в глаза никогда не видели!»
Правда, романтика продлилась недолго: на сборах Елена получила травму. Встать на ноги после нее она так и не смогла.
Возвращение в спорт
«Я восстанавливалась десять лет, – говорит Елена. – Раньше же, если с тобой это случилось, то ты становился изгоем. Тогда не было никакой общественной помощи. БелОИ еще не образовалось. Когда был Советский Союз, тогда еще помогали. А когда СССР развалился, то и помощи не стало. Представьте: ты не можешь ни работать, ни учиться… Семья не готова тебя принять. Подгузников тогда не было, а если что-то и было, то не по нашим деньгам… Это был настоящий ужас!»
«Чтобы я видела, если бы не общественные организации? Они берут просто в оборот. Многие тогда спивались. Многие совершали суицид, а многие мучились всю жизнь и в таком состоянии ушли из той жизни. Это сейчас ребята после травмы за год-два восстанавливаются. Тогда все по-другому было», – уверена Елена.
«Помню, как мы добивались, чтобы нам поставили пандус, тогда же ничего этого не было, – вспоминает Елена. – Гараж построили. Я сдала на права, начала водить машину, потому что без этого невозможно. Это уже сейчас появилось социальное такси…»
Только через десять лет Елена снова смогла вернуться в спорт. «Сначала я была на сборах активной реабилитации и случайно попала на сборы по танцам на колясках. Вы только представьте: юноши во фраках, а девушки – в платьях со стразами и перьями! Я и увлеклась, хотя меня и не считали перспективной танцовщицей. Мне повезло – попался упертый партнер. Да я и сама упертая. Мы и коляску, и технику поменяли, сделали так, чтобы я красиво сидела. Целый год разрабатывали ту методику, которая подходила именно нам. А потом был чемпионат в Норвегии. Спустя два года, стали чемпионами мира. Мы потом и поженились еще».
Елена говорит, что до травмы танцевать не умела вообще. А в коляске она открыла, что музыку может слушать прежде всего сердцем. Правда, с мужем Елена развелась: «Муж требует много заботы. Мне бы с собой управиться… Те девчонки, которые еще и рожают, – героини для меня».
Преподавание как большая жизненная страсть
До травмы Елена проучилась в Белорусском государственном университете физической культуры три неполных года. Спортсменка решила восстановиться в университете. И это у нее получилось. Но большие победы были еще впереди.
Красный диплом по окончании университета открыл Елене двери в аспирантуру: «Если бы мне сказали, что я буду преподавать и заниматься наукой, я бы тогда рассмеялась этому человеку в лицо.
/
В жизни так бывает, что ты и не хочешь заниматься чем-то, но все складывается невероятным образом…»
/
Тогда в аспирантуре как раз появилась новая специализация – адаптивная физическая культура. А в научно-исследовательской работе новое направление – паралимпийский спорт.
Елена училась в аспирантуре, писала диссертацию и успевала выигрывать чемпионат мира по танцам на колясках. Девять лет ей понадобилось, чтобы защитить кандидатскую диссертацию по адаптивной физкультуре. Но и тут она не сдалась: защитила и стала работать в университете. Правда, когда Елена хотела устроиться на работу в университет, ректор волновался, мол, университет не приспособлен… Елена сказала: «То есть, когда я училась, он был приспособлен, а сейчас – нет?» Но, Слава Богу, все разрешилось.
– А как студенты относятся к тому, что их преподаватель – с инвалидностью? – спрашиваю у Елены.
– Я очень довольна своей работой. Никогда у меня не было конфликта ни с кем. А студенты очень меня любят. Я же работаю и с иностранными магистрантами… Все это позволяет держать тебя в тонусе.
/
Если бы я была только в спорте, мне бы мало этого было. А еще я себя нашла в большом теннисе. Там можно бить, кричать, получать заряд эмоций и не зависеть от партнера.
/
Дети
Елена не просто занимается наукой, но и знает, что такое адаптивная физкультура на практике: «Я веду группу с детьми, сейчас малышня уже подрастает. Занимаюсь на безвозмездной основе, но мне так нравится… Это мое».
– Удается ли внедрять методики адаптивной физкультуры для детей с инвалидностью? – спрашиваю Елену.
– С детским спортом у нас все сложно. Обидно, ведь больше всего это нужно детям. Они должны понимать, что такое ответственность. В жизни дети с инвалидностью не получают такого опыта. Хотя все понимают, что это нужно. Но уроки адаптивной физкультуры проводятся в школах, если родители настоят. Надо все начинать со школ, чтобы учителя физкультуры могли открывать секции для детей с инвалидностью. Дети пришли в школу, у них такие же права, как и у остальных. Наверное, государство должно реализовывать это на базе школ, потому что общественные объединения с этим не справятся. Должны быть разные источники финансирования».
«Когда я работаю с детьми, я говорю им: «Мне все равно, будешь ты играть или нет. Главное – чтобы был сильным, чтобы ты стал хорошим человеком и смог реализовать себя. Даже студенты, когда встречают людей с инвалидностью, становятся более толерантными, потому что видят пример человека, которому инвалидность никак не мешает».
Нужно слушать свой организм
– Как вы все успеваете? – удивляюсь я, прошу рассказать секреты тайм-менеджмента, потому что у меня с эти обычно проблемы.
– А никак! Все оставляю на последний момент, – смеется Елена. – Я уже привыкла: если я день работаю активно, то мне нужно много отдыха. Я стараюсь слушать свой организм: что поесть, что попить, сколько тренироваться… Я могу к компьютеру не подходить вообще… Значит, не надо. А потом сажусь и делаю очень много работы. Надо исходить из того, что ты можешь, иначе будет стресс для организма. Я много читала про тайм-менеджмент, как все успевать… Мой организм не принимает такого… Я ему и говорю: «Ну, если ты не хочешь, не надо».
Елена пошутила, а потом сказала серьезно: «Если надо, то вставай и делай. Если ты где-то прокололся, тебя как человека с инвалидностью быстренько уберут. Ты всегда должен быть на высоте. Немногие с этим справляются, иногда люди с инвалидностью по этой причине не хотят работать вообще».
Десять лет Елена отдала танцам, десять лет она в теннисе: «Успехов, конечно, там меньше, но я не ставлю себе задачу спортивных достижений, мне больше нравится любительский спорт, поскольку он полезнее для здоровья». В прошлом году Елена выиграла чемпионат Беларуси по бадминтону, на который попала случайно.
На самом деле, мудрые и горящие люди чувствуются сразу. Ведь если человек горит, то априори не для себя: «Нужно всегда довольствоваться тем, что есть. Нужно просто вставать и идти на работу. И нет разницы, на коляске ты, или нет, главное – это то, что можешь дать людям».
***
Много лет работники компании «Seni» протягивают руку помощи людям, которые столкнулись с проблемой ухода за больными и недееспособными людьми. «Seni» не просто обеспечивает миллионы людей по всему миру гигиенической продукцией, но и оказывает конкретную помощь как психоневрологическим интернатам, так и семьям с людями с инвалидностью. Наш совместный проект «Нетерпение сердца» только подтверждает это. «Нетерпение сердца» – это про доброту, заботу и внимание, которых нам так часто не хватает в этом мире…
Источник: Вместе!