Чтобы ухаживать за человеком с инвалидностью, его индивидуальный помощник заключает с отделом занятости договор возмездного оказания услуг. Карагандинца, обратившегося в редакцию информационного агентства ekaraganda.kz, в этой процедуре смутил лист сопровождения индивидуальным помощником человека с инвалидностью, где нужно указывать пункты передвижения подопечного и затраченное на сопровождение человека с ограниченными возможностями время.
«Когда я пришел сдавать отчетность вместе со своим подопечным человеком с инвалидностью, в договоре возмездного оказания услуг индивидуального помощника для людей с инвалидностью 1 группы, имеющих затруднения в передвижении, появился новый для меня элемент. Это лист сопровождения индивидуальным помощником, где нужно указывать пункты назначения и время, затраченное на сопровождение человека с инвалидностью. Человек с инвалидностью должен поставить свою подпись в этом листе. Я считаю это неприемлемым вторжением в личную жизнь человека с ограниченными возможностями. Также здесь в расчет идут только часы, проведенные с человеком по инвалидности в дороге – то есть, сопровождение его внутри здания или дома, уже не считается? Допустим, я сопровождал человека с инвалидностью 1 группы в супермаркет, довел до входа – и дальше предоставил себе? Чтобы выяснить это, мы уточняли детали на месте, но нам посоветовали позвонить в городской отдел занятости по улице Поспелова 16. Связаться с ними не получилось: все телефоны были отключены», — говорит читатель, приводя лист сопровождения, который ему выдали в отделе занятости.
Эту ситуацию прокомментировали в карагандинском отделе занятости и социальных программ: уточнили, что лист сопровождающего – документ не новый. Однако подробно ситуацию объяснил региональный руководитель проекта «Доступный Казахстан» Нияз Сундиталиев. Лист сопровождения индивидуальным помощником лица с инвалидностью – не новшество, просто он изменился в связи с изменением 26 Приказа Министерства труда и социальной защиты, пояснил Нияз. Документ стал более детализированным, да и в самом Приказе есть много положительных моментов, однако почему-то чаще говорят об отрицательных.
— Государство, оплачивая услугу индивидуального помощника из средств местного бюджета, вполне имеет право знать определенную информацию, — продолжил Нияз Сундиталиев. — В данном случае это количество часов, который индивидуальный помощник посвятил человеку с инвалидностью. Соответственно, за эти часы государство оплачивает труд помощника. Однако на своей странице в Facebook Министр труда и соцзащиты писал о том, что сейчас прорабатываются варианты, где эти более подробные листы будут просто убраны, а индивидуальный помощник будет оказываться в виде единого пособия. Условие сопровождения человека с инвалидностью от пункта «А» до пункта «Б» внесение это в лист мы тоже в свое время пытались оспорить – а именно заменить слово «сопровождение» на «уход», но формулировка осталась. А новый лист сопровождения уже внедряется в ряде регионов, однако сведения о передвижении человека с инвалидностью указываются в общих чертах и не призваны распространять личные данные.
Поэтому, подытожил Нияз, не стоит считать лист сопровождающего вторжением в личную жизнь, поскольку программа «Индивидуальный помощник» призвана помочь. Да, есть определенные вещи, которые, с одной стороны, кажутся дискриминационными: допустим, человек посетил СПИД-центр или туберкулезную больницу и не хочет это афишировать. Тем не менее, допросов ждать не стоит: можно в общих чертах указать, что человек посещал больницу. В листе важнее отметить часы, проведенные с помощником за месяц, и принимают как раз таки эти сведения. «По крайней мере, мы так и указывали сведения в своих листах – проблем не было», — говорит Нияз Сундиталиев.
Источник: eKaraganda.kz