Now Reading
Десять пишем, пять в уме
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Десять пишем, пять в уме

Десять пишем, пять в уме

Какие тонкости и новшества ввели в систему выставления оценок ученикам в казахстанских школах? Об этом мы поговорили с вице-президентом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Алмагуль МУХАМЕДХАНОВОЙ.

— Алмагуль Кенесхановна, как это будет выглядеть?

— На каждом уроке независимо от того, в каком формате он проходит, учитель имеет право выставлять оценки своим ученикам по шкале от 1 до 10 (это можно, но необязательно делать ежедневно) в электронный дневник. Они будут появляться по мере выполнения определенных заданий и во время работы на уроках. На формативную оценку влияют активность учащегося, качество и оперативность выполнения работы, творческий подход при выполнении задания. Теперь, как хотели многие родители, будет учитываться ежедневная работа ребенка. Стимулом для него станет принцип: я выполню задание и получу соответствующий балл.

— Есть критерии по их количеству: допустим, математика идет три часа в неделю, значит, должно быть шесть формативных оценок в течение четверти?

— Таких критериев нет. Как и раньше, педагог сам будет ориентироваться по ситуации, чтобы не получилось так, что у одних учеников много оценок, а у других нет. В любом случае все дети будут получать задания и выполнять их плюс учитывается работа на уроках для тех, кто учится в штатном режиме. Значит, оценки будут у всех, а программа в электронном дневнике автоматически будет их суммировать, выводить средний балл за формативное оценивание и переводить его в проценты (максимум 25 процентов. — О. А.).

— Почему было решено использовать именно десятибалльную шкалу для формативного оценивания? Наверняка обсуждались и другие варианты.

— Вернуть пятибалльную шкалу было бы неправильно — она очень узкая, фактически использует только оценки “3”, “4” и “5”. Если брать более высокую шкалу, и для детей, и для педагогов это было бы сложно. А десятибалльная система использовалась в школе неоднократно. Она узнаваема, понятна, но самое главное, по сравнению с пятибалльной более дифференцированная. Она помогает оценивать детей более объективно: у меня хорошая работа, я получил “7”, а у кого-то чуть лучше и ему ставят “8” и так далее. В этом плане десять баллов очень удобны. Мы сознательно не показываем таблицу, привязывая эти баллы к традиционным “3”, “4” и “5”.

— Но тем не менее эта привязка осталась — четвертные оценки выставляют, ориентируясь именно на пятибалльную шкалу. Почему в таком случае не стали градировать и ее?

— Только в этом учебном году на обновленку заходит заключительный 11-й класс. Теперь все школьники будут работать по критериальной системе оценивания. Возможно, в ближайшем будущем встанет вопрос об отказе перевода результатов оценивания в “пятерки” и “четверки”.

— В Министерстве образования несколько раз заявляли, что формативное оценивание вводится временно в новом учебном году. Но есть ощущение, что дистанционка — хороший повод обкатать обновленную систему, посмотреть, как ее примут, как она будет работать. Есть ли вероятность, что ее оставят в школах и после того, как все перейдут с онлайн- на офлайн-обучение?

— Мы не нарушаем концепцию критериального оценивания. Но из-за перехода на дистанционный формат обучения учитываем и каждодневную работу. Ситуация покажет, насколько эти изменения правильны.

— Если во второй четверти все дети пойдут в школу, формативное оценивание отменят?

— Нет, оно будет работать весь год. Мы не знаем, зайдем ли мы в школы во второй четверти. Здорово, если это произойдет, но мы понимаем, что нельзя менять коней на переправе. Даже если все классы перейдут в штатный режим, формативное оценивание сохранится до конца учебного года. Потом, наверное, мы проведем мониторинговое исследование, соберем отзывы, мнения, посмотрим все плюсы и минусы в ежедневном формате оценивания.

— И решите, оставлять эту систему или нет?

— Нет, мы так не ставим вопрос. О том, как мы будем работать дальше, я пока говорить не могу. Главное, чтобы система работала в интересах детей и объективно учитывала их учебные достижения.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Наша справка

Четвертная оценка будет складываться из трех составляющих: 25 процентов — средний балл за формативное оценивание, 25 процентов — СОР, 50 процентов — СОЧ. В первой четверти будет один СОР и один СОЧ по всем предметам, по которым он предусмотрен. В конце четверти будут выставлять традиционные “3”, “4” и “5”.

Памятка по формативному оцениванию, которая была разработана Национальной академией образования.

Результаты формативного оценивания ежедневно выставляются в электронный/бумажный журнал в виде баллов. На уроке количество обучающихся для формативного оценивания определяется учителем самостоятельно.

Максимальный балл за формативное оценивание составляет не более 10 баллов во 2-11-х классах, при этом 1-3 балла соответствуют критериям низкого уровня, 4-7 баллов — среднего уровня, 8-10 баллов — высокого уровня.

Учитель ежедневно фиксирует в журнале прогресс учебных достижений обучающихся в виде баллов согласно следующей дифференциации:

1 балл — выполнил до 10% учебных заданий, допущены ошибки, на уроке пассивный, не делает выводы по итогам обратной связи с учителем, не проявляет самостоятельность при выполнении заданий, не знает пройденный материал;

2 балла — выполнил до 20% учебных заданий, допущены ошибки, на уроке пассивный, не всегда делает соответствующие выводы по итогам обратной связи с учителем, не проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

3 балла — выполнил до 30% учебных заданий, допущены ошибки, стремится исправить свои ошибки, на уроке иногда проявляет активность, нуждается в поддержке учителя/родителей/сверстников при выполнении учебных заданий;

4 балла — выполнил до 40% учебных заданий, допустил ошибки, нуждается в помощи при исправлении ошибок, не всегда проявляет активность, иногда проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

5 баллов — выполнил до 50 % учебных заданий, допустил до 5 ошибок, нуждается в помощи учителя, на уроке не всегда активный, иногда проявляет самостоятельность при выполнении посильных заданий;

6 баллов — выполнил до 60% учебных заданий, допустил до 4 ошибок, нуждается в помощи учителя, на уроке проявляет старательность, самостоятельно может выполнить задания средней сложности;

7 баллов — выполнил до 70% учебных заданий, допустил до 3 ошибок, своевременно устранил ошибки, на уроке активный, проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

8 баллов — выполнил до 80% учебных заданий, допустил 1-2 незначительные ошибки, на основе комментариев учителя самостоятельно исправляет свои ошибки, активный, самостоятельный;

9 баллов — выполнил до 90% учебных заданий, допустил незначительные неточности при выполнении заданий, работает над ошибками, активный, самостоятельный;

10 баллов — выполнил 100% учебных заданий, не допустил ошибок, активный, самостоятельный, может объяснить, обосновать свои ответы.

Для более расширенной обратной связи учитель использует рубрики в виде комментариев, которые предоставляет через электронный дневник ученика.

В 1-м классе оценивание не проводится.

Итоги формативного оценивания учитываются при выставлении итоговой оценки (1 балл приравнивается к 2,5%). Электронный журнал автоматически выводит средний балл за формативное оценивание в отдельную графу, размещенную до графы СОР (это упростит выведение среднего балла за формативное оценивание).

Расчет СОР и СОЧ вычисляется по действующей формуле.

Итоговая оценка выводится с учетом среднего балла за формативное оценивание.

Источник: Время
0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×