На сегодня дети с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения получают знание в дежурных классах и онлайн. По последним данным управления образования Нур-Султана, количество столичных учащихся с особыми потребностями в начальных классах составляет более 130, а более 700 школьников обучаются в онлайн-режиме. Как проходит процесс обучения детей и как их поддерживают педагоги, рассказал директор специальной школы-интерната №1 Нур-Султана Улан Куаныш в интервью МИА «Казинформ» — Улан Куанышевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности специальной школы-интерната №1? Сколько детей обучаются в организации? — В КГУ «Специальная школа-интернат №1» акимата города Нур-Султана обучением охвачены 502 учащиеся. Обучение ведется по программе первого и второго отделения для детей с нарушениями интеллекта. Языки обучения – казахский и русский. Прием учащихся для обучения в школе проводится с 0 по 10 классы. Имеется предшкольный подготовительный класс и 10-й производственный класс с углубленной профессионально-трудовой подготовкой.
Обучение школьников осуществляется в соответствии с индивидуальными программами, составленными на основе комплексного психолого-педагогического изучения ребенка специалистами. По истечении времени реализации индивидуальной программы обучения проводится анализ достижения каждого ученика и выполняется планирование на следующее полугодие. Согласно графику и расписанием занятий дети посещают коррекционно-развивающие и индивидуальные занятия со специалистами, лечебно-оздоровительные процедуры (бассейн, лечебно-физическая культура, массаж, физиотерапия). Ежегодно во время летних каникул организовывается летний пришкольный лагерь. — Не могли бы рассказать о сложностях и особенностях в обучении детей с особыми потребностями в школе? — Учебно-воспитательный процесс в специальных классах для обучающихся данной категории направлен на формирование доступных знаний и навыков, социальную адаптацию, подготовку учащихся к самостоятельной жизни в обществе и трудовой деятельности. Со всеми детьми после групповых занятий по расписанию, занимаются специалисты: психолог, логопед, дефектолог, тифлопедагог, сурдопедагог, массажист, инструктор по труду и лечебно-физической культуре, педагоги дополнительного образования. Педагогические кадры постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, также участвуют на городских и республиканских семинарах, конференциях. В школе функционирует кабинеты дополнительного образования, такие как робототехника, STEM-лаборатория, трудовые и швейные мастерские, комната Монтессори, кабинет сенсорной разгрузки, двигательной активности, солевая шахта, бассейн и медицинский блок, что позволяет комплексному сопровождению обучающихся в школе.
Сложность в обучении заключается в организации учебного процесса, так как при обучении детей хоть и с одинаковыми диагнозами, педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, используя дифференцированный подход. На данный момент сложность заключается в ограничении социализации учащихся. Сегодня класс разделен на два вида обучения: дежурный класс и учащиеся, которые обучаются дистанционно. Учитывая особенности учащихся нашей школы, важно присутствие родителей на занятиях, что не всегда возможно при дистанционном обучении. — Как сами дети относятся к процессу обучению и активно ли принимают участие в учебе? — Дети с удовольствием посещают школу, занятия, с интересом общаются с одноклассниками, педагогами. Учащиеся по мере своих возможностей активно принимают участие в процессе обучения. — Участвуют ли дети в каких-либо конкурсах, проектах по городу и в целом по стране? — В КГУ «Специальная школа-интернат №1» акимата города Нур-Султана на сегодня имеются следующие виды секций: плавание, мини-футбол, волейбол, шахматы, шашки, домбра, хореография, а также сезонные виды лыжи и коньки. Дети посещают секции по расписанию специалистов в свободное время от занятия. Совместно со Special Olympics Kazakhstan идет подготовка на городские и республиканские спортивные соревнования. Воспитанники нашей школы были участниками республиканского фестиваля в 2018 году «Первый инклюзивный музейный фестиваль детского творчества «Астана-мейірім мекені» посвященный 20-летию столицы», где ученику 2 класса Платицину Данилу присвоено первое место по вокальному выступлению, 3-ое место занял танцевальный ансамбль нашей школы «Байтерек». 19 октября 2018 года состоялся ХI городской конкурс «Мастер «золотые ручки», ученицы нашей школы завоевали призовые места: 1-ое место в номинации «Швейное дело« — ученица 5 класса Сулейменова Айым, 2-ое место в номинации кулинарии — ученица 7 класса Чугаева Любовь. В период с 8 по 22 марта 2019 года в Абу-Даби (ОАЭ) состоялись Всемирные летние специальные Олимпийские игры для 7 500 специальных атлетов со всего мира по 24 видам спорта. Сборная команда Казахстана приняла участие в количестве 94 человек, из которых 67 спортсменов из 8 областей Республики по 15 видам спорта. Двое воспитанников КГУ «Специальная школа-интернат №1» Филиппова Кристина и Бахытжанов Ерканат играли от Казахстана на Олимпийских играх в большой теннис. На дивизионных играх Кристина и Бахытжан состязались со следующими странами: Испания, Бразилия, Румыния, Оман, Туркменистан, Сирия, Марокко, Тунис, ОАЭ, Финляндия, Бельгия. По итогам всех дивизионных игр вышли на финал и продолжили игры со спортсменами из Марокко, Оман, Туркменистана и Румынии. По итогам игр воспитанники КГУ «Специальная школа-интернат №1» Бахытжанов Ерканат занял 2-ое место, Филиппова Кристина заняла 3-е место. 5 апреля 2019 года прошел международный фестиваль «Жулдызай», учащиеся нашей школы приняли участие по трем номинациям: вокал, хореография и инструментальное исполнение, получив по своим номинациям вторые и третьи места. 26 апреля 2019 года наши учащиеся приняли участия во втором инклюзивном музейном фестивале детского творчества «Мейірім — город мастеров», работы наших детей были выставлены на выставке рисунков «Понимать музей». С 31 мая по 1 июня учащиеся участвовали в казахстанской олимпиаде по легкой атлетике в Усть-Каменогорске. Наши юные спортсмены завоевали 4 золотые медали, 6 серебряных и второе место за командную эстафету. — Что мотивирует детей и насколько в этом важна роль учителей-педагогов? — Роль педагогов важна в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Важно заинтересовать доступностью, нестандартными игровыми моментами, динамическими паузами, ярким и красочным демонстрационным материалом для мотивации учащихся. Самое главное, на наш взгляд в обучении, — дух соперничества (по подражанию: слабый, тянется за сильным).
— Как педагог, не могли бы Вы выразить свое мнение, что делает детей более счастливыми? — Я думаю, что детей делает более счастливыми общение: участие в жизни класса и учебной деятельности. При достижении определенных успехов в деятельности, учащийся получает одобрение со стороны педагогов и одноклассников. Это стимулирует и мотивирует ребенка к учебной деятельности. — Спасибо Вам за интервью и успехов в работе!
Источник: КАЗИНФОРМ