В Казахстане детей с аутизмом в разы больше, чем это показывает статистика. Ученые Назарбаев Университета занялись этой проблемой и провели масштабное исследование, чтобы помочь врачам правильно диагностировать и помогать таким детям развиваться. По итогам исследователи НУ сформировали решение для каждой из обнаруженных проблем.
Научный проект вела ассистент профессора Назарбаев Университета Мишель Сомертон вместе с командой. По ее словам, официальная статистика в Казахстане не отражает реальное число детей с аутизмом. Все потому, что диагностический процесс в значительной степени субъективен и опирается на личные наблюдения врачей, которые сами нуждаются в более специфической подготовке и в более современных исследованиях.
Сомертон провела анкетирование и анонимный опрос практикующих врачей, психологов, психиатров, логопедов, педиатров и семейных врачей. Чаще всего для родителей таких детей именно они становятся первой точкой контакта в процессе диагностики. Затем ученый НУ провела конфиденциальные интервью с 26 специалистами, вовлеченными в диагностический процесс, в четырех регионах Казахстана.
«Детей проводят через ряд разных служб, которые могут либо способствовать, либо препятствовать диагностике и лечению аутизма, особенно если их убеждения неточны или устарели. Аутистические характеристики — язык и социальное поведение — изменчивы, поэтому многие дети могут остаться недиагностированными до начала формального образования — до 6-7 лет. Причем порой врачи ошибочно убеждают родителей, что ребенок со временем «вырастет» из появившихся у него проблем», — объясняет ученый НУ.
По ее словам, исследования с каждым годом дают все более четкое понимание природы аутизма, критерии диагностики тоже меняются. Поэтому крайне важно снабжать казахстанских специалистов, задействованных в диагностике аутизма, самыми свежими данными.
Это важно, потому что аутизм у детей не всегда связан с отставанием в развитии. При правильной работе такие дети во многих случаях могут жить относительно типичной жизнью.
«Высока необходимость подготовки кадров в Казахстане, необходимы новые диагностические модели и обновленные знания о проявлении и этиологии расстройства. Обучение должно включать в себя международно признанные объективные меры для скрининга и диагностики, а не существующие протоколы, которые включают только субъективные меры и очень сильно полагаются на суждение специалиста по предмету», — добавила доктор Сомертон.
Она пояснила, что на суждения медиков всегда влияет их подготовка, отношение и убеждения, и если они не соответствуют современным исследованиям, может возникнуть проблема.
В конце ноября авторы исследования диагностики аутизма в Казахстане планируют встретиться с представителями Министерства здравоохранения и рассказать о полученных данных.
Источник: Тengrinews.kz