По одну сторону этой разделительной линии находятся люди с ограниченными возможностями. По данным ВОЗ, мировая «армия» людей с инвалидностью за последние 40 лет выросла на 5%, достигнув 15% населения.
В Казахстане количество лиц с инвалидностью превышает вдвое население Усть-Каменогорска — около 700 тысяч человек, из них на востоке страны, по данным информационного портала Минтруда РК, почти 55 тысяч. Люди с ограниченными физическими возможностями имеют такие же интересы и потребности, как и все другие. Но из-за своего социального положения не интегрированы в обществе. Обучать и принимать на работу особенных сотрудников готовы далеко не все. Так говорят те, кто столкнулись с проблемой трудоустройства лично.
Ограничены физически, но не социально
Уже более трех лет отец двух дочек Адиль Маратханов (имя и фамилия изменены) из Усть-Каменогорска живет с инвалидностью. Мужчина перенес инсульт, получил II группу и начал «новую» жизнь — заново учился говорить, ходить, читать, обслуживать себя. Сейчас для него труд, даже легкий, становится недоступным, хотя он имеет диплом высшего технического учебного заведения ВКО.
— Сейчас мне 42 года. В 2017 году после инсульта пострадала правая сторона тела, нарушилась речь, давление повышается от переживаний, — рассказывает Адиль. — Работал, следил за камерами видеонаблюдения. Как-то раз от волнения давление подскочило, стало плохо, упал… После этого инцидента работу потерял, с таким здоровьем никто не может предложить вакансию. Хотя бы по два-три часа трудиться в день, хочется быть нужным для других!
Лица с инвалидностью I группы из Усть-Каменогорска 30-летняя Асем Мергембаева потеряла зрение. До того как устроилась в Восточно-Казахстанскую областную специальную библиотеку для незрячих и слабовидящих граждан, не могла найти работу несколько лет. Раньше она работала менеджером в крупной алматинской компании.
— На обычную работу не берут, а в библиотеке общение, дружба, хоть какое-то разнообразие в жизни. Обучаю незрячих устанавливать специальные программы на телефон, учу набирать номер, звонить, писать сообщения. Благодаря этим навыкам некоторые начинают заниматься творчеством — писать и учить стихи, песни, самостоятельно передвигаться по городу, — поясняет девушка. — Что касается зарплаты, конечно, ее не хватает. Но другого выхода нет…
А трудоустройство лиц с инвалидностью (колясочников) затруднено еще и тем, что для них и другой маломобильной группы не на всех предприятиях создают необходимые условия для беспрепятственного доступа в помещения. Только в последние годы изредка стали появляться специальные конструкции — пандусы, помогающие колясочнику подняться по ступенькам. Также не во всех организациях есть лифты или туалетные комнаты, оборудованные под нужды людей с инвалидностью.
Проблем много, и одна из них — психологическая. Большинство молодых особенных людей комплексуют, боятся работать среди обычных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для лица с инвалидностью труд, как для повышения собственной самооценки, так и реализации себя наравне со всеми.
Еще одна проблема — это недостаточное информирование этой категории граждан и предпринимателей о взаимодействии. И это уже упущение местных центров занятости. Есть бизнесмены, готовые взять под свое крыло «особого» работника, но не знают, как сделать. По их словам, все сложно и запутанно.
— Интересовалась возможностью трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями в качестве администратора по приему звонков, — рассказывает бизнесвумен Эльвира Аллахвердиева. — Обращалась в Центр занятости, но работники учреждения ничем не помогли, на этом дело застопорилось.
Движение — это жизнь!
Таких примеров много. Проблема занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями в нашем регионе, стране остается актуальной, несмотря на то, что в Казахстане уже пятый год действует норма о квотировании рабочих мест для лиц с инвалидностью в Законе «О социальной защите инвалидов в РК». На каждом предприятии должны работать люди с ограниченными возможностями. Согласно правилам, определены процентные пропорции. Если в организации работает от 50 до 100 человек, то 2% из них должны составлять специалисты с инвалидностью. На крупных предприятиях — 4%. Закон дает им такое право. Активно эту норму используют в Городском территориальном центре социального обслуживания населения «Ульба».
— По закону на предприятии должно быть трудоустроено шесть человек с ограниченными возможностями, но у нас трудится 11 особенных работников, — с гордостью отмечает директор Центра «Ульба» Сания Аубакирова. — У каждого из них есть заключение ВКК, позволяющее выполнять эту деятельность. Три человека работают социальными работниками, у одного инвалидностьI группы по зрению занимается массажем, помогает ему индивидуальный помощник. Зачастую и забываешь, что они особенные.
На днях министр труда и социальной защиты населения РК подчеркнул, что сейчас квота исполняется малоэффективно. Серик Шапкенов отметил, в случае если на предприятии не предусмотрены рабочие места для лиц с ограниченными возможностями, то работодатели будут компенсировать эти затраты — 42500 тенге в квартал на каждого. Средства, которые будут поступать в Государственный фонд социального страхования, предлагают направлять на конкретные меры содействия занятости лиц с инвалидностью. Эту меру планируют ввести с 2023 года.
Есть ли контакт?
Как все же можно трудоустроиться особенному человеку? Первым делом необходимо обратиться в Центр занятости. В обязанности его сотрудников входит консультирование и поиск работы для людей с некоторыми особенностями и ограничениями.
— Реализуется государственная программа «Енбек» по трудоустройству лиц с инвалидностью квотируемые места на предприятиях, фирмах и заводах, — рассказал заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ ВКО Досхан Кайргазинов. — Заквотированные организации предлагают полный и неполный рабочий день, гибкий график работы, удаленную работу.
По словам Досхана Кайргазиновича, выбор профессий достаточно обширен. В ТОП самых востребованных для трудоустройства граждан входят: подсобный рабочий, интервьюер по проведению статистических наблюдений, грузчик, рабочий по озеленению, водитель автомобиля, электрогазосварщик, охранник, документовед, слесарь-ремонтник.
Есть и другие меры поддержки. Лица с инвалидностью могут обучиться по проекту «Бастау-бизнес», получить льготные кредиты на создание или расширение бизнеса. Также пройти краткосрочные курсы по востребованным профессиям на рынке труда на базе колледжей и учебных центров при предприятиях.
В Отделе занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска отметили, что в минувшем году трудоустроили на постоянную работу 160 человек с инвалидностью, из них по квоте — 40. Направили на общественные работы — 98 человек, прошли курсы профессиональной подготовки и молодежную практику по пять человек, семь жителей областного центра заняли социальные рабочие места, и трое получили гранты. За четвертый квартал 2020 года квотой охвачено 576 рабочих мест для лиц с инвалидностью на 123 предприятиях города.
— Исходя из физических, психических возможностей лиц с ограниченными возможностями, перечень профессий, по которым они могли бы работать, снижен до минимума, — говорит заместитель руководителя ведомства Камшат Баубекова. — В основном в индивидуальной программе профессиональной реабилитации людей с инвалидностью, выданной МСЭ, рекомендован легкий труд. Это дневной вахтер, уборщица на неполный рабочий день, сторож, юрист, бухгалтер, оператор ПК.
Стоит отметить, что отношение казахстанского общества и работодателей к людям с инвалидностью постепенно меняется. Этому способствует социальное предпринимательство, которое помогает преодолевать одну из главных проблем лиц с инвалидностью — невозможность полноценно зарабатывать на жизнь, которая ставит их в зависимость от государства и родственников. Первый социальный предприниматель в Казахстане Эмин Аскеров считает, что инвалидность- одна из тех категорий людей, которые замотивированы и работают на результат.
— Сложности в работе с особенными людьми есть. Низкий уровень образованности, в лучшем случае они заканчивают колледж. Приходится объяснять элементарные вещи «на пальцах». У многих отсутствует опыт работы, социализация и адаптация может занимать очень много времени, — рассказывает Эмин Аскеров. — Но со временем все труды окупаются! И в некоторых случаях особые работники даже превосходят обычных!
Давно пора вытеснить стереотип, что человек с инвалидностью — это обязательно глубоко несчастный человек, зависимый от людей или жизненных обстоятельств. Это не так! Особые люди не уступают обычным здоровым, а в некоторых случаях даже превосходят их. И когда им дают возможность и шанс, стараются его оправдать. Если каждый начнет думать и заботиться о тех, кто рядом и кому тяжело, то социальные проблемы будут решаться.
Важно
По информации Отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска, на IV квартал 2020 года сведения о наличии свободных рабочих мест предоставлены 27 предприятиями на 99 вакансий. Сведения о вакансиях с указанием работодателей и специалиста, занимающегося квотированием, размещают на сайте акима Усть-Каменогорска и в официальном аккаунте в Instagram ведомства @czn.oskemen.
К слову, на предприятии GreenTAL Эмина Аскерова трудятся 25 «особых» сотрудников — в мебельном, швейном цехах, на социальной автомойке, в кафе, и за свою работу они получают больше, чем деньги — полноценную жизнь в обществе, право на труд и счастье.
Источник: ustinka.kz