Этот молодой костанаец, а Никите @nikjuravel всего 18 лет, одним из первых в нашем городе начал планомерно рассказывать о проблемах местной «безбарьерной» среды
Делает он это в своих блогах в Инстаграме и Фейсбуке. И что важно, благодаря этому уже кое-что сдвинулось.
У Никиты Журавлева редкое генетическое заболевание – миопатия Дюшенна. Именно она стала причиной того, что парню пять лет назад пришлось пересесть в инвалидное кресло. Два последних года Никита передвигается на электрической коляске и активно изучает город с другой, многим незаметной стороны.
Корреспонденту «НК» Никита рассказал, как поменял бы подход к строительству в Костанае, будь у него на то воля, о добрых людях, которые встречаются у него на пути, и о том, что не нужно бояться «тревожить» лиц с инвалидностью.
– Никита, а был ли конкретный случай, который побудил тебя вести блог о доступности среды? Или идея пришла сама собой?
– Да как-то постепенно, наверное, все накапливалось и в один момент вылилось в первое видео. Я постоянно сталкиваюсь с высокими бордюрами, с отсутствием спусков на пешеходных переходах. Решил это осветить, потому что не видел блогеров, которые бы об этом говорили. Пару раз у меня сгорал предохранитель, коляска выходила из строя на высоких бордюрах. Хорошо, что рядом проезжала машина, водитель помог, дотаранил меня прямо до квартиры. Если бы не он, не знаю, как бы я вернулся. В августе впервые прокатился на автобусе в коляске. До этого я как-то не думал об этом, не был уверен, что смогу сам, да и не знал, что у нас есть пандусы. Конечно, не везде они работают и не все водители вообще знают, что они есть. Честно, про автобусы я не планировал снимать даже, но в итоге там тоже вскрылись проблемы.
– А сегодня ты как добрался в центр? (Встретились мы с Никитой около ТРЦ «МАРТ» в 15:00 в воскресенье – прим. автора).
– Смотрел по приложению, когда к моей остановке подъедет автобус с пандусом. Обычно это новые, от «СарыаркаАвтоПром». Примерно в 13:45 уже ехал сюда. Получается, что надо выезжать заранее.
– Попадался тебе еще тот водитель 24 маршрута, который демонстративно не хотел опускать для тебя пандус? (Именно эта ситуация вызвала резонанс в городе, после чего аким инициировал встречу с перевозчиками – прим. автора).
– Да, я с ним потом еще ездил. Во второй раз попросил его опустить пандус, он сделал, а на том месте, где мне надо встать в автобусе, стояли люди. Я попросил их отойти, а водитель уже начал кричать: «Давай быстрее!» Странный он. Но в последующие наши встречи вел себя лучше. Один раз даже деньги с меня не взял, теперь молча опускает пандус и ничего не говорит.
– Но хороших людей на твоем пути встречается все же больше? А то мы все о негативе…
– Больше хороших, да. Мне постоянно кто-то помогает. В тех же маленьких автобусах, когда пандус не опускался. Меня затаскивали люди руками, причем я не просил, они сами предлагали, так как видели, что не могу заехать.
– Никита, а перед тем, как сесть в коляску, тебе не было страшно? Все, кто ходит на своих «двух», знают, как у нас обстоят дела с доступностью среды, а тут на себе это надо испытать…
– Разве что только небольшие опасения были, но я приспособился ко всем этим бордюрам и автобусам. Могу сориентироваться, где можно объехать, если коляске никак не подняться.
– Ты недавно рассказал, что около твоего дома заасфальтировали небольшой участок, который 15 лет состоял сплошь из ям. Это тоже с твоей подачи?
– От меня тут ничего не зависело. Жители сами несколько раз обращались в акимат, и аким поручил рабочим, которые делали дорогу рядом, захватить и этот участок. Меня это удивило, если честно. Но это показатель того, что в нашем городе что-то делается и не все так ужасно.
– А есть ли у нас в городе объекты или парки, полностью удобные для колясочника?
– Даже не знаю. Недавно я рассказывал про туалет в ТРЦ «МАРТ». Он обычно закрыт, размер поручней странный – коляска не может подобраться туда. В туалете «Костанай Плаза» нет проблем с поручнями, но он тоже закрыт, надо искать человека с ключом. На набережной КЖБИ слишком крутой спуск, я о нем тоже писал. На Центральной набережной я еще не был. Если туда доберусь, сделаю обзор.
– А если бы ты стал акимом, что исправил в нашей «доступной» среде?
– Утопил бы все бордюры, которые на месте спусков расположены. У нас есть особо проблемные улицы, например, Гашека и Маяковского. А вот на Абая и Тәуелсіздік все довольно неплохо. На моем районе, кстати, есть два проблемных бордюра, но я не стал их освещать в своем блоге, потому что с небольшим усилием все же могу на них заехать. Многие неровные стыки асфальта тоже чувствуются, но их можно проехать. Это не так важно. Автобусами не каждый колясочник пользуется, а вот бордюры имеют первостепенное значение. Еще я бы приглашал колясочников в комиссию по приему объектов, оценивать те самые пандусы, потому что большинством нельзя пользоваться.
– А как зимой ведет себя коляска? И меняется ли ощущение дорог и тех же бордюров? Возможно ли сесть в автобус с коляской?
– Коляска в принципе ходит так же. Может только батарея быстрее разряжается, но в целом я гуляю на улице меньше, потому что холодно, час-два максимум. Батарея не успевает садиться. Ее может на 10 часов хватить, если экономить. В прошлом году только по своему району гулял, в этом году посмотрим. Снег мешает обычно, но он же делает доступными те бордюры, на которые летом не забраться. На автобусах зимой еще не ездил. Пандусы же металлические, скользкими на морозе будут.
– Никита, а как ты относишься к тому, что ты в коляске? Она для тебя символ ограничения или все же свободы, потому что позволяет быть мобильным?
– Я ее воспринимаю как временную замену ногам. Но я рад, что мне удалось получить именно электрическую коляску. Раньше, с обычной, чаще всего дома находился, а теперь сам могу пойти, куда хочу. Дома не люблю сидеть. Я когда гуляю и вижу людей в обычных колясках, расстраиваюсь, что им такую же не выдали. Возможно, она кому-то нужнее, чем мне. Кто-то же вообще не может двигаться. Надо, наверное, или общественность подключать или разговаривать на высоких тонах. Только тогда службы начинают двигаться. Сначала мне тоже хотели обычную выдать, но родители настояли. К сожалению, без ругани не всегда получается. Я верю в свое выздоровление и жду препарат, который сейчас проходит последние испытания. Он должен лечить мою болезнь. Я хочу выздороветь, выучиться, найти работу, как все люди, и жить.
– А к определению «инвалид» у тебя нормальное отношение? Многие его не приемлют.
– Не очень его люблю, лучше говорить «человек с особыми потребностями». Но я также не понимаю, когда люди с инвалидностью начинают требовать повышенного внимания или условий. Ярлыки на себя вешают и считают, что им всем должны. Смысл мне требовать выше того, что положено? А положено мне человеческое отношение, большего не нужно.
– Никита, может дашь совет, как сохранять оптимизм? Смотрю на тебя и думаю, что ты живешь более полной жизнью, чем те, у кого вообще нет никаких забот…
– Не понимаю людей, у кого случилось что-то несерьезное, перелом, например, они идут на реабилитацию и жалеют себя. Не пытаются как-то себя сами вытаскивать, и приходится их подгонять. Многие опускают руки, когда получают инвалидность. Даже когда спрашиваешь, о чем ты мечтаешь, некоторые вообще ничего не могут ответить. Поникшие все, не пытаются жить дальше. В этом плане я стараюсь быть позитивным. У меня тоже был период непростой, но я его преодолел. Помогли в этом родные. Нужно еще к себе с юмором относиться. Я иногда шучу с друзьями: «Вас подвезти? Такси не заказывали?» Когда в городе появились электросамокаты с сидушками, я подумал, а зачем мне вообще коляска? Могли бы лучше его взять (смеется). Некоторые люди стесняются меня. Потревожить боятся, что-то не так сказать или сделать. Кто-то, наверное, просто не понимает, как со мной общаться. Считают меня другим. Но не нужно этого делать, я такой же человек, как и все.
Источник: nashkostanay