В молодости все думают, что никогда не попадут в дом престарелых. Так думали и герои статьи. Путь к дому престарелых у каждого свой. Отправляясь на интервью с его постояльцами, корреспондент Tengrinews.kz ожидала увидеть мрачное здание с тяжелым запахом внутри. На деле оказалось все иначе. Цель ее поездки — узнать, когда же заканчивается возраст любви…
Алматы. Центр социальных услуг «Шанырак». По-простому его еще называют домом престарелых. Проходим на территорию.
Первое, что бросилось в глаза, это красивый парк.
Зимний сад и бильярдный стол тоже выбиваются из представления о таких местах. Однако по-настоящему удивиться предстояло чуть позже.
Гульбарам и Мукаш
Знакомьтесь, это постояльцы дома престарелых Гульбарам Чакенова и Мукаш Жадыков. Им обоим по 85 лет.
А познакомились они здесь 7 лет назад. В доме престарелых они оказались с небольшой разницей — 15 дней.
«Сначала просто ходили друг к другу в гости. И ни о чем таком не думали», — вспоминает Мукаш Жадыков.
«Потом я его чаем напоила, обедом накормила и себе забрала, — смеется пенсионерка. — У меня была старшая родная сестра, она как-то пришла, говорит, хватит вам женихаться, нужно официально отношения оформить. Позвала молдо, он нас нике кейды (поженил), и вот уже шесть лет как мы муж и жена».
Оба они когда-то были в браке. И оба трагически потеряли свои вторые половинки. Детей ни у кого из них нет.
О том, что однажды снова смогут по-настоящему полюбить кого-то еще, даже не думали.
«Она не говорила «я хочу замуж», а я не говорил «выйди за меня». Просто, когда общались, она свою жизнь рассказала, я свою. Потом подумал, чем один — лучше вдвоем. Она приехала из Маканчи Семипалатинской области, а я местный, алматинский. Я город знаю, думаю: чем одному ходить на прогулки, с городом знакомить буду ее», — рассказывает пенсионер.
«Я была замужем, родила двоих детей, но они умерли в младенчестве. Муж тоже умер, так я одна осталась. Я повар по профессии, в детсаду поваром работала, в больнице. В школе не училась, ни одного класса не окончила, потому что сирота была. Я не знаю ни матери, ни отца. Росла по людям, работала на них, за это меня кормили. Тут не до учебы было. Жизнь тяжелая у меня была. Можно сказать, только здесь я нашла свой дом и заботу. Заболею – он ухаживает, он заболеет – я ухаживаю. У меня своя комната, у Мукаша рядом, через стенку. Покушаем вместе, потом он идет в свою комнату, я — в свою. Мы с ним за шесть лет ни разу не поругались. Из-за чего, что делить? Иногда обижаемся, это есть. Но не ругаемся», — добавляет Гульбарам Чакенова.
«Любовь есть любовь. Я вот первую жену любил, но она умерла. Я считаю, что любовь в жизни один раз только бывает. Гульбарам я уважаю. Любовь приходит один раз в жизни. Рано или поздно. А раз живешь, приспосабливаться надо. Я честно говорю. Поэтому люби-не люби, раз сошлись — жить надо, раз живешь – уважай. Не надо оскорблять, не надо материться. Чем можешь, помогай. Некоторые живут, жену бьют, дерутся, разве это жизнь?» — задается вопросом пенсионер.
«У меня никого из родственников не было, меня никто не уважал, матери нет, родных нет, сестра отдельно жила. А когда я встретила Мукаша, я поняла, какой он добрый, заботливый, разговаривает со мной, если что-то попрошу, всегда приносит. Угощает меня вкусностями, если я чего-то в своей жизни не ела, он старается, чтобы я попробовала, — отмечает Гульбарам Чакенова, а после тихонько, с нежностью в голосе, глядя на супруга, добавляет: — Я тебя люблю».
Куляш и Адильбай
А это Куляш Кынаяткызы и Адильбай Умиргалиев. Ей 77 лет, ему — 74. Эта пожилая пара также образовалась здесь, правда, не сразу.
«Мы познакомились в 2020 году на чаепитии. У нас каждый месяц проводится день именинника. А в ноябре того же года поженились. Я здесь живу с 2013 года, а Куляш — с 2019. Семь лет я жил один. А когда с Куляш познакомился, решил, что вдвоем лучше, чем одному. Понравилось, что она не болтливая, воспитанная в восточных традициях. Она же из Китая приехала, всю жизнь там прожила. Скромная, характер покладистый, спокойная. Очень хорошо готовит. Бешбармак, каурдак, лагман, баурсаки», — нахваливает супругу пенсионер.
«Он мне понравился, потому что он молчаливый, много слов не говорит», — смеется в ответ пенсионерка.
Куляш Кынаяткызы когда-то была замужем. К несчастью, супруг скончался. Обзавестись детьми пара так и не успела.
«Я тоже был женат, но не сложилось. С бывшей супругой, слава богу, все в порядке, она в Атырау живет. Двое детей, сын и дочь. Дети не знают, что я женился. Я с сыном общаюсь, но я ему не рассказывал об этом. Родственники как-то приезжали, но Куляш в это время куда-то уехала, поэтому я не смог их познакомить», — признается Адильбай Умиргалиев.
«Зачем жениться в таком возрасте?» — спрашиваем.
«Вдвоем лучше, чем одной. Мы смотрим друг за другом, ухаживаем, поддерживаем. Если кто-то заболел, второй может помочь. Разногласий у нас не бывает. Зачем ссориться, если есть любовь», — отвечает пенсионерка.
«А вы любите его?»
«Люблю. Если бы у меня не было к нему чувств, я бы никогда не вышла замуж на него. Ревности у меня нет. Он до меня семь лет здесь прожил, ни с кем из женщин не общался, меня ждал», — рассуждает Куляш Кынаяткызы.
«А вы любите ее?»
«Люблю, конечно. Даже в таком возрасте можно любовь встретить», — уверенно ответил Адильбай Умиргалиев.
Страх смерти
По информации работников центра, это место рассчитано на 350 человек. В данный момент здесь проживают 262 постояльца. Оказалось, что здесь не только заключают браки, но и разводятся.
«За 10 лет моей работы шесть супружеских пар образовалось в центре. То есть люди приехали сюда и здесь встретили свою половинку. Зачем люди женятся? Чтобы не чувствовать себя одинокими. Вместе все равно веселее. Бывает и такое, что люди женятся, потом понимают, что это не их, и разводятся. Перед тем как жениться, мы разговариваем с ними, у нас есть психологи, которые подтверждают, что человек принимает это решение в здравом уме и твердой памяти. Брак по желанию людей может быть оформлен официально через ЗАГС или по религиозным традициям. ЗАГС нужен, если люди хотят съехаться и жить вместе, женатым положена двухкомнатная квартира. День и ночь они проводят в одной квартире, спят они поодиночке или врозь, мы не знаем, это нас не касается. Но по опыту могу сказать, что есть люди, для которых супружеский долг и в таком возрасте не пустой звук и сексуальная жизнь остается важной частью жизни. Их немного, но они есть. Все как у всех», — рассказывает старшая медсестра Мария Тезекбаева.
А иногда здесь случаются по-настоящему трагические истории из-за неразделенной любви.
«Порой бывают и сцены ревности у нас. Женщины ревнуют своих мужчин, мужчины — женщин. Если ситуация выходит из-под контроля, мы приглашаем человека на дисциплинарный совет. Недавно женщину одну приглашали, она своего мужчину ко всем женщинам ревновала, устраивала скандалы, пришлось с ней поговорить, сейчас вроде все успокоилось. А вообще, чаще женщины ревнуют своих мужчин. Может быть, потому что их больше. В нашем центре их на 20 человек больше. У нас был случай. Одна семейная пара поступила в центр. Через некоторое время дедушка встречает здесь другую. Бросает свою жену и женится на другой. А с его бывшей супругой из-за ревности случился инсульт, и она умерла. Сейчас эта пара продолжает жить вместе, с ними все хорошо. Они выглядят счастливыми», — делится Мария Тезекбаева.
«Страх смерти есть у них?» — спрашиваем.
«Да, смерти они очень боятся. Те, кто старше 80, боятся ночи. Они боятся, что в это время им станет плохо и им не успеют помочь. Некоторые просят, чтобы с ними в комнате медсестра или санитарка ночевала. Может быть, и женятся порой, чтобы ночью не оставаться одному», — рассуждает Мария.
«Шанырак» мы покидали с разными мыслями в голове. Многое предстояло осмыслить и обдумать.
Пока человек жив, он хочет любить и быть любимым. Даже на закате жизни… Возможно, именно на закате он хочет этого отчаяннее всего.
Источник: Tengrinews