Жизнь Саиды Калыковой легкой не назовешь. Операция на головном мозге и почти полная потеря зрения в детстве разделили ее жизнь на до и после. Однако девушка не сдалась. Она упорно занималась учебой и музыкой, закончила университет искусств в Казахстане, а после по программе «Болашак» — консерваторию в Италии. Стала единственным академиком музыки в мире. Вошла в список «100 новых лиц Казахстана». Написала не один десяток собственных композиций и сейчас нередко дает сольные концерты в Астане. Своим примером она меняет судьбы людей и вдохновляет тех, кто опустил руки.
Саида Калыкова родилась в Уральске. С самого детства она была любознательной и не по годам умной. А если ее спрашивают о том, когда у нее появился интерес к музыке, девушка в шутку отвечает: «С рождения». Творчество в ее семье любят все.
«Помню, у нас был очень хороший двор, дружные дети. Как-то к нам подошла преподаватель по музыке и сказала, что набирает ребят. И мы всем двором пошли записываться в музыкальную школу. Я была как предводитель, несмотря на то, что была ниже и младше некоторых из них. Так я записалась на уроки по фортепиано. Я еще такой человек, который не любит сидеть без дела, так было всегда. В то время как раз уроки перевели с утра на обед. И я подумала, почему бы не заниматься музыкой в освободившееся утреннее время. Вставала я всегда рано, в 6 утра. Мне было скучно. Я еще и на танцы, и на вязание успевала ходить. Иногда даже немного на уроки опаздывала. Пока не сделаю домашнее задание, гулять не ходила. Бабушка часто меня ругала, мол, ты какая-то неправильная, даже гулять не ходишь», — вспоминает Саида.
В музыкальную школу девочка ходила несколько месяцев. Пока однажды ее родителям не сообщили страшный диагноз — у Саиды обнаружили опухоль головного мозга. Мама девушки Любовь Жаимовна старается не вспоминать то время.
«В повседневной жизни никаких симптомов не было. Однако когда поднималась температура, у нее сильно болела голова. Однажды она упала в обморок около доски, и мы начали обследование. Как раз в это время была эпидемия менингита, и я говорила врачам, может, это он. Все оказалось хуже. Сказали, что нужно срочно ложиться на операцию, так как опухоль была серьезная, большая и в труднодоступном месте. Операцию провели в Москве. Ничего не предвещало беды… Когда она проснулась, оказалось, что у нее пропало зрение. Восстанавливалась она длительное время, периодически ездили в Москву на лечение. Но зрение так и не вернулось. По сей день оно у нее составляет всего около пяти процентов», — рассказывает мама Саиды.
К музыке и школьной программе Саида вернулась спустя год, в течение которого шла реабилитация. Обучение было на дому. Приходили как школьные учителя, так и преподаватель по музыке. Занятия творчеством были как отдушина в трудные моменты.
«Педагог сказала, девочка очень одаренная и ей нужно заниматься в музыкальной школе, чтобы получить диплом. В итоге Саида закончила общеобразовательную и музыкальную школы с отличием», — рассказывает Любовь Жаимовна.
«Я никогда не стремилась специально учиться на пятерки ради оценок. Мне просто все было интересно. Мы даже проходили объем больше, чем в школьной программе. Было так, что пока педагог зачитывает задачу по математике, я уже ее решила. Меня всегда торопунькой называли», — смеется Саида.
Каждый новый этап своей жизни Саида называет интересным и ярким. Закончив музыкальный колледж в Уральске, она поехала в Астану. Поступила в университет искусств. Как тогда, так и сейчас мама Саиды всегда рядом и сопровождает ее.
В свободное от обучения время Саида ходила на уроки по итальянскому и французскому языкам. Посещала много концертов.
«В то время новые районы Астаны только строились, инфраструктуры там не было, а знаковые здания уже стояли, в них проводились концерты. И мы с правого берега ездили на эти концерты на бетономешалках. Водители тогда в шутку называли нас отчаянными музыкантами. Однажды педагог по итальянскому решила проверить уровень знаний языка, и мой балл оказался максимально высоким. Тогда она отнесла результаты в посольство, и там предложили отправить меня на обучение в Италию по гранту. Но я же патриотка. Думала, как это, я тут училась три года, а диплом в итоге получу в университете Италии? Мне хотелось, чтобы заслуги наших педагогов отражались в дипломе, который я получу здесь, в Казахстане. Поэтому в Италию я поехала только на два месяца. Это была стажировка, там я дала сольный концерт. Вернулась в Казахстан за два месяца до окончания обучения, и диплом бакалавра получила уже здесь. Вместе с этим пришло приглашение и грант на обучение от министерства Италии», — рассказывает Саида.
Спустя год девушка поступила в магистратуру в Италии по программе «Болашак». С документами ей помогло посольство приглашающей страны. Перед тем как начать обучение, в консерватории распределяют по уровням подготовки — с первого по шестой. Где шестой – самый высокий.
«Я дала рейтинговый концерт. И меня распределили на шестой уровень, он называется «пианист-солист». Так я начала обучение. Согласно своему уровню дважды в год я давала часовой концерт, подготовила две научные работы. Язык обучения был итальянский. Обучение длилось два с половиной года. Многие мои однокурсники завершили обучение, но диплом не получили. Там это так устроено. Для диплома нужен определенный балл. У них должен быть достойный выпускник, который в будущем не опозорит их честь. Один человек из Франции объяснил мне, что консерватория, в которой я училась, это «Китайская стена». Туда очень сложно поступить. А потом еще и нужно очень постараться, чтобы заполучить степень магистра. Когда меня отправили в учебную часть посчитать балл для допуска к государственным экзаменам, мой балл составлял 109 баллов из 110 возможных. Они были крайне удивлены, похожий балл, только 108, последний раз получала лет 10 назад другая студентка. В общем, это большая редкость. До государственных экзаменов меня, конечно же, допустили. После сдачи экзаменов мой балл составил уже 110. Мне вручили знак почета. Вместо степени магистра я получила степень академика музыки, это даже выше степени доктора PhD. Я единственный академик музыки в мире. Есть академики по другим специальностям, например, экономике, но именно по музыке я одна. К слову, позже мне также присвоили звание персоны Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича. Его присваивают тем, кто полностью посвящает свою жизнь музыке», — рассказывает пианистка.
У Саиды была возможность остаться в Италии. Ей обещали дать гражданство, предоставить квартиру и работу. Из разных театров и консерваторий приходили заявки на то, чтобы трудоустроить талантливую пианистку к себе. Однако девушка вместе с мамой приняли решение вернуться в Казахстан. К тому же согласно условиям «Болашака» нужна была пятилетняя отработка стипендии.
В Казахстане Саида устроилась на работу солисткой в столичную филармонию по приглашению директора учреждения. На этом месте она и трудится по сей день вот уже больше восьми лет.
«Я периодически даю концерты в Астане. Сама готовлю программу. Подготовка очень серьезная. Я иногда шучу, что это как свадьбу организовать. И ведущие нужны, и платье, пригласительные, LED-экран, освещение. Это огромный процесс. Один концерт – 110 страниц нот. На одном из концертов был случай, когда 10-месячный ребенок в течение всего концерта, который длился 1 час 40 минут, схватился за спинку впереди стоящего кресла, глаза вытаращил и как вкопанный слушал. Это мне его родители потом рассказали. Они переживали, что он плакать будет, а получилось вон как. Наверное, когда он вырастет, то станет музыкантом», — вспоминает девушка.
За эти годы Саида дала 11 сольных концертов, в более чем 50 концертах она приняла участие. Это достаточно много, учитывая, что два года длился карантин, когда массовые мероприятия были запрещены. Вдобавок к этому девушка провела больше полусотни мотивационных встреч, участвует в благотворительных акциях. В 2017 году пианистка стала победительницей проекта «100 новых лиц Казахстана».
«Была одна семья, у которой родился незрячий ребенок. И бабушка настаивала на том, чтобы сдать его в приют. По счастливой случайности они попали на мой благотворительный сольный концерт. В это время уже оформлялись документы на то, чтобы сдать ребенка в приют. На концерте бабушка ребенка увидела меня, поняла, что даже человек, который не видит, может добиться успеха наряду со всеми. Несколько раз я встречалась с ними в коррекционном центре. А после, спустя время, мы случайно пересеклись на рынке с мамой мальчика. Она сказала, что встреча со мной изменила их жизнь, мнение свекрови тоже изменилось. В общем, ребенка они оставили. Мы поддерживаем связь, у них все хорошо. Иногда приезжают на мои концерты.
Была также девушка-студентка с аутизмом. Во время учебы сокурсники как-то некрасиво над ней пошутили или что-то сделали, в итоге она на 20 лет закрылась в своей комнате. Представляете? Боялась людей, даже кушала у себя в комнате. Однажды ее сестра как-то узнала обо мне и уговорила встретиться со мной. Я тогда вела уроки итальянского, вот она ко мне ее привозила. Через месяц ее мама пришла и поблагодарила меня. Впервые за 20 лет они всей семьей ужинали за одним столом. Много разных историй было», — рассказывает Саида.
Уехать работать в Италию, по словам Саиды и ее мамы, уже поздно. Не осталось контактов тех, кто когда-то приглашал пианистку на работу за рубежом. Как объяснила Любовь Жаимовна, в Европе другой менталитет. И если ты однажды отказал, второй раз тебя уже вряд ли позовут.
Саида также является композитором. На сегодняшний день она сочинила около 20 собственных произведений. И работает еще над пятью.
Свою первую композицию Саида сочинила в 15 лет и назвала ее «После дождя».
«Я помню, как у нас в Уральске было красиво в городе после дождя. Это всегда радуга, приятная светлая погода. Одно из произведений я написала во время перемены между занятиями. Был случай, когда вдохновение пришло ночью. Бывает, напишу начало или конец. Маме даю послушать, мол, вот так произведение закончится. Она спрашивает: «А перед этим?» А я отвечаю: перед этим пока не знаю», — смеется Саида.
Пианистка призналась, что мечтает о собственном доме с кабинетом и большим роялем, где она могла бы свободно сочинять собственные композиции, не мешая при этом соседям. Ведь в квартире, в которой она и мама сейчас живут, слабая звукоизоляция. Заниматься музыкой тогда, когда этого хочется, не получается.
«Мы живем в таком доме, где слышно, как дверцей от холодильника стучат. И я так иногда задумываюсь, а имею ли я право проводить мотивационные встречи? У меня нет собственного дома. Я не обеспечена материально настолько, чтобы моему примеру мог кто-то следовать. Пусть и в карьере я добилась большого успеха», — резюмировала она.
Источник: Tengrinews