Недавно казахстанцев шокировала новость о маленьком алматинце, которого нашли в выгребной яме уличного туалета. Младенец находился там несколько часов. Он смог не только выжить, но и не получил каких-то значительных травм. Сейчас мальчик находится в Доме ребенка.
Дом ребенка встречает нас запахом молочной каши и чистоты. Он расположен в типовом здании детского сада. Если не знать, что именно здесь живут брошенные дети, никогда не догадаешься, что это необыкновенный садик. Детская площадка, разноцветные игрушки, ковровые дорожки на полу.
Есть игровая, сенсорная комнаты, зал ЛФК, комната логопедов. Подопечные Дома, как и в обычном садике, участвуют в музыкальных конкурсах, праздниках. Их учат танцевать, считать, выступать.
На улице накрапывает небольшой дождь, поэтому на детской площадке никого нет. Все детки в группах, играют и занимаются с воспитателями своими повседневными делами.
Социальный работник Анар Думшебаева провела нас по зданию и рассказала, что в Доме малютки четыре группы. Малышковая — от нуля до года, старшая группа, паллиативная и средняя. Начинаем наше знакомство со старшей группой, это дети от двух до трех лет.
Навстречу мне выбегает девочка с какой-то игрушкой в руке, она крутит ее и внимательно смотрит в глаза, потом подходит, обхватывает ногу и говорит «мама». Следом подходит мальчик и также утыкается в колени со словами «мама, мама». Анар говорит, что дети называют мамами всех женщин, сотрудники уже к этому привыкли.
Попадают дети в Дом ребенка по-разному: от кого-то отказываются в роддоме, кого-то забирают у нерадивых родителей полицейские, кого-то находят в арыках или мусорках.
Если мать неизвестна, социальные работники обязаны приложить все усилия, чтобы отыскать ее. Априори считается, что с родной матерью ребенку будет лучше, чем с приемными родителями или в детском доме.
Розыском нерадивых мамаш как раз и занимается Анар. Чувствуется, что женщина недолюбливает матерей-кукушек, ведь общаться ей зачастую приходиться с алкоголичками и наркоманками. Она искренне недоумевает, почему кто-то годами вымаливает ребенка и не может родить, а кто-то рожает каждый год, а потом отказывается от него.
«Здесь почти не бывает такого, что родная мама одумалась и пришла. Только пару лет назад два случая было. Одна девушка с парнем помирилась, забрала ребенка. А вторая сразу с роддома пришла, забрала, сказала, что передумала», — вспоминает Анар.
На сегодняшний день в Доме ребенка четыре группы, одна из них паллиативная, там находятся дети с диагнозами ДЦП и другими врожденными пороками развития.
Всего в учреждении сейчас 39 детей, трое из которых имеют серьезные заболевания. По словам сотрудников, здоровых детей сейчас больше, но о некоторых подкидышах информации нет вообще.
Здоровые дети здесь находятся до трех лет, а с ограниченными возможностями до 4 лет. Если последних не усыновляют, потом их переводят в Дом для лиц с инвалидностью.
«У нас недавно забрали одного мальчика, — рассказывает главный врач специализированного Дома ребенка Наталья Немтина. — Маме давали шестимесячный испытательный срок. Но, к сожалению, она как вела аморальный образ жизни, так и ведет. Не работает, нет определенного места жительства, пьет.
Мама была лишена родительских прав, а мальчик на прошлой неделе был усыновлен, его взяла на патронат новая семья. Очень благополучная семья, у них своих две дочери, вот теперь появился мальчик. Ему два года. Я думаю, что ему там будет лучше, чем с такой мамочкой».
За этот год через Дом ребенка прошли 76 детей, выбыло 47. 15 из них попали в кровную семью, остальные были взяты на патронат с дальнейшим усыновлением.
Первые две недели приемные родители знакомятся с ребенком, общаются, гуляют и уже делают для себя определенные выводы: забрать или отказаться. В подавляющем большинстве случаев малыша забирают.
В этом году было только два отказа. Один из них по причине состояния здоровья. Женщина выбрала на портале ребенка с ВИЧ-статусом, но после разговора с врачами отказалась от него.
Каждая история по-своему драматична, немало среди них со счастливым концом. Мы попросили Наталью Немтину рассказать о судьбах ее подопечных.
«В стенах нашего Дома полтора года находился ребенок. Рожден он был суррогатной мамой, а его родители — граждане Китая. В связи с пандемией и закрытием границ забрать ребенка они не смогли. Нашли его папу благодаря нашей сотруднице. Она написала в посольство Китая, а они уже вышли на связь с родителями.
Когда папа приехал, вел себя неуверенно, сомневался. А потом сдал тест ДНК и результат подтвердил его отцовство. Тогда он пришел такой довольный, прослезился даже. Ребенок был очень похож на него. Это был их первый малыш, семья была бездетная.
Мальчик развитый, смышленый очень, от всех детей как-то отличался. Поначалу не шел к отцу, а потом даже уснул на его руках. Сейчас он уже в Китае со своими родителями».
А вот и наш герой. История этого мальчика в конце августа потрясла всех казахстанцев. Трагедия произошла в Турксибском районе Алматы. В два часа ночи полицейские получили вызов о том, что у несовершеннолетней случился выкидыш, и она была госпитализирована в одну из больниц города.
Прибыв на место происшествия, стражи порядка осмотрели уличный туалет, где обнаружили новорожденного. Когда мальчика подняли наверх, он заплакал.
Ребенок сразу был госпитализирован в отделение реанимации. Тогда врачи оценивали его состояние тяжелым, но стабильным. Малыш получил переохлаждение.
Полицейские, спасшие ребенка, навещали его в больнице. Позже мальчик поступил в Дом ребенка.
Мы поинтересовались судьбой маленького героя.
«Ребенка сначала госпитализировали во вторую детскую, к нам он уже поступил обследованный, при выписке здоровый. Серьезных нарушений у него нет. В данный момент находится у нас, растет, воспитывается соответственно возрасту.
Со слов полицейских, малыша обнаружили в яме не сразу, он, получается, там где-то зацепился и чудом не провалился, сильно хотел жить. Про таких, как он, говорят «родился в рубашке».
Мама — учащаяся 11 класса, она еще долго находилась в больнице, после инцидента у нее серьезные проблемы со здоровьем были.
Со слов матери этой девушки, она все время говорила, что у нее живот болит. Может быть, она пошла в туалет и выронила младенца. Потом вернулась, и сразу скорую вызвали.
Сейчас бабушка посещает ребенка, звонит, узнает его состояние. Они хотят его забрать. Если мать лишат родительских прав, то бабушка как кровная родственница сможет забрать этого мальчика. Бабушке 48 лет, она воспитывала дочку одна, без мужа.
Где находится сейчас сама девушка, мы не знаем.
Усыновлению пока этот ребенок не подлежит, ждем результаты следствия. Тогда станет ясно, намеренно это было со стороны мамы или случайность.
Сейчас малыш хорошо прибавляет в весе, с самых первых дней за жизнь борется».
«У нас практически всех деток забирают, — говорит Наталья Немтина. — Один мальчик поступил к нам в феврале этого года. Он был отказной.
Наша няня очень привязалась к этому малышу, полюбила его. Они с мужем решили забрать его к себе, в данный момент она находится в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Еще в нашем Доме были дети из одной семьи — двое мальчиков и одна девочка. А всего их в семье было семеро. Мама каждый год рожала, ее лишили родительских прав.
Но этих деток никто не брал, потому что их трое. По закону разделять их нельзя. Одна семейная пара, к счастью, решилась.
Когда будущие родители приходят, они такие возбужденные, плачут, обнимают этих детей, говорят, это мое. И у них один вопрос: как можно было отказаться от таких деток?
Много детей с южных регионов прибывает. Дочка родила, а родители категорически против.
У нас один ребенок так дважды побывал. Мать выгоняет, а дочке некуда идти, она ребенка то принесет к нам, то заберет, то снова принесет».
«Прежде чем стать кандидатом в усыновители или опекуны, — рассказывает Анар Думшебаева, — нужно записаться онлайн в Школу приемных родителей.
Такие школы есть по всему Казахстану, обучаются там бесплатно три месяца. Возраст будущих родителей значения не имеет.
После этого вы получаете сертификат, идете по месту жительства в органы опеки, проходите медосмотр (есть перечень заболеваний, который не позволяет усыновлять).
Далее через ЦОН сдаете документы и получаете доступ к базе данных детей. Выбрать ребенка можно в любом городе Казахстана.
После усыновления встаете на учет по месту жительства. До 18 лет каждый год вы должны будете подавать отчет, а органы опеки будут следить за судьбой ребенка.
Безусловно, тайна усыновления соблюдается. Мы не имеем права говорить, кто усыновил, в каком городе ребенок проживает. Некоторые родители даже меняют имена детей».
— А как вы считаете, что превалирует в ребенке, генетика или воспитание? — спрашиваем на прощание.
Если ребенок попал в приемную семью, там где царит любовь, думаем, что благодаря воспитанию он пойдет по хорошему пути. Воспитание играет огромную роль, а еще любовь. Ребенку нужна только любовь и ласка.
P.S. 8(727) 2647858 — контакты Дома ребенка для тех, кто захочет помочь.
Источник: Tengrinews