Тифлопедагогика – это дать шанс обучаться детям, у которых нарушено зрение, вплоть до полной слепоты. Какие навыки нужно прививать ребенку с детства, чтобы он учился жить самостоятельно, и каково это – читать подушечками пальцев, рассказывает тифлопедагог столичной школы-гимназии № 10 Сауле САГИМБАЕВА.
При входе в столичную школу № 10 вы сразу заметите тактильные дорожки и метки. Особенные дети, как и все остальные, переобуваются в фойе, обязательно со всеми здороваются, после этого родители оставляют детей, доверив их педагогам.
Дети помладше ориентируются с помощью трости и рядом идущих воспитателей, которые направляют: «Прямо, теперь направо, впереди ступеньки вниз». Учащиеся постарше и без трости легко и уверенно шагают к учебным классам, маршрут уже знаком.
На всю стену в фойе разместилась рельефная карта Казахстана с обозначениями и точками. Под картой достопримечательности столицы. Все можно потрогать руками. Дети объяснили, что точки – это буквы, здесь указаны названия больших городов нашей республики: Астана, Актау, Павлодар, Шымкент.
В фойе на пианино на переменах незрячие дети исполняют классические произведения. Звучит Полонез Огинского, у маленьких артистов есть постоянные слушатели. При первых аккордах на перемене сюда сбегаются все школьники, педагоги, снимают на видео, фотографируют, аплодируют.
Как ребята видят эти точки, как знакомятся с окружающим миром, как они исполняют такие серьезные произведения? Вопросов много. За разъяснениями я обратилась к уважаемому тифлопедагогу, к слову, единственному сертифицированному специалисту в столице.
В беседе педагог рассказала, что начинала работать в школе-интернате для слабовидящих детей в городе Семее, была там заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Спустя какое-то время переехала в Астану и точно знала, что продолжит работу в этой сфере.
– На тот момент в столице не было учебных заведений для незрячих детей. Впервые открывались группа в детском саду «Алтын бесік» и Кабинет психолого-педагогической коррекции № 2, где требовался тифлопедагог. Тогда я поняла, что дети с нарушением зрения – понятие широкое. Совершенно разная методика работы со слабовидящими и с незрячими детьми, с дошкольниками и школьниками. Знание диагнозов обязательно. В соответствии с ними и подбираешь наглядные пособия, без которых невозможен ни один урок, ни одно занятие. Прослушала множество курсов, изучила специальную литературу, беседовала с родителями, которые могли рассказать о своем ребенке куда больше, чем книги. Профессиональных тифлопедагогов готовят только в Алматы, выпускники не приезжают к нам в столицу. А нам для работы нужны помощники, воспитатели. Тем опытом, который я накопила, стала делиться вначале в детском саду, потом уже и с педагогами республики, – рассказывает специалист.
Дети прошли предбрайлевскую подготовку.
– Что это такое? Спросите вы, – продолжает собеседница. – Это обязательный этап предшколы для незрячих детей, который надо пройти в детском саду или в школе в нулевом классе, так как школьная программа составлена на основе общеобразовательных программ и надо успеть освоить ее наравне со всеми. Для этого и нужен в предшколе специалист, он обязательно должен быть брайлистом.
На начальном этапе важно правильно объяснить детям, подготовить к письму и чтению рельефно-точечным шрифтом Брайля. Предбрайлевская подготовка – это умение ориентироваться в малом пространстве, на столе, на специальных тифлосредствах и приборах.
Буквы складываются из комбинаций точек, их всего 6, а комбинаций 63. Еще одна особенность брайлевского письма: пишут справа налево, читают слева направо, перевернув лист. Имеются специальные приборы для письма: грифель, особая бумага и письменный прибор.
– Чувственный опыт важен. Все дети должны потрогать руками, посмотреть. Я не оговорилась. Да, посмотреть. Ведь руки – это глаза детишек, – поясняет Сауле Сагимбаева.
– А как можно увидеть, например, «Байтерек»? – поинтересовалась я.
Для этого под картой Казахстана есть тактильные изображения «Байтерека», «Хан Шатыра»,
ЭКСПО и многих других сооружений столицы.
– Дети, которые прошли подготовку в детском саду и КППК, сейчас обучаются в специальных классах школы-гимназии № 10. У нас уже 5 классов для незрячих детей, – отмечает тифлопедагог. – Скажете, ведь это еще не инклюзия. Отвечу, незрячих детишек и не нужно включать сразу в общеобразовательные классы. К этому надо готовить. Сейчас с уверенностью могу сказать, что в 7 классе можно переводить, и у нас есть положительный опыт. Это не значит, что перевели и все. Нет, должна быть проведена большая подготовительная работа: беседы с родителями, с учащимися класса, куда пойдут дети, педагогами, выбор педагога-ассистента, изучение маршрута, ведь они уже переходят на кабинетную систему. Необходимо и обучение учителей-предметников системе Брайля, знакомство с психолого-педагогическими особенностями ребят.
– Об особенных детях говорят: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями… Но у них такие неограниченные способности! Ты их раскрываешь, и с каждым днем с ними становится интереснее работать. Многие сели за парту в 9-10 лет, так как в Астане не было таких классов. Вообще, верно говорят: необучаемых детей не бывает, главное – понять ребенка, найти к нему подход, ключик и развивать его дальше. Работа очень затягивает, особенно когда видишь результат. Начинаешь с изучения одной буквы, потом они начинают потихоньку писать и читать по системе Брайля, раскрываются способности, замечаешь, к чему они больше проявляют интерес. Например, кто-то осваивает музыку и играет на пианино, домбре, барабане, кто-то начинает заниматься ментальной арифметикой и добивается отличных результатов. Видя, что ребята добиваются успехов, родители понимают, что казавшееся невозможным становится доступным, – рассказывает Сауле Сагимбаева. – Важно отметить, что в школе созданы все условия для обучения незрячих детей. Огромную помощь оказывают наши спонсоры – благотворительные фонды «Дара», «Аяла», «Альхадая», Sezual, мы участвовали в проектах «Самрук-Казына».
Помимо основных дисциплин, в школе учат основам социально-бытовой адаптации, то есть тем действиям, которые человек совершает в обычной жизни: открыть дверь, включить чайник, налить воду, приготовить салат, бутерброды, совершить покупку в магазине и т.д.
– Для обучения всему этому необходим кабинет, который мы имеем благодаря фонду «Дара», оснащенный бытовой техникой, мебелью, посудой. Мы благодарны неравнодушным людям. Они помогают не только в обеспечении техническими средствами, но и в организации досуга детей: это праздники, спортивные соревнования, кружки и многое другое, – отметила педагог.
Источник: Вечерняя Астана