Министерство здравоохранения разработало профессиональный стандарт «Социальный работник в здравоохранении».
Профессиональный стандарт предназначен для определения требований к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда и применяется на услуги, оказываемые государственными юридическими лицами.
Стандарт разработан с целью представления по профессии системного и структурированного описания трудовых функций, соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным компетенциям работников.
Социальные услуги предоставляются получателям медицинских услуг для улучшения условий жизнедеятельности или расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Как отмечается в документе, с ростом уровня квалификации специалистов каждый последующий уровень подразумевает выполнение функций предыдущего уровня и расширение их в соответствии с новыми компетенциями.
В профессиональную группу стандарта входят:
специалисты-профессионалы в области здравоохранения;
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры;
вспомогательный профессиональный персонал по юридическим, социальным услугам и религии.
В профессиональную подгруппу включены:
врачи в области психиатрии, психотерапии, наркологии и медицинской психологии;
специалисты-профессионалы в области здравоохранения;
психологи;
специалисты-профессионалы в области организации и ведения социальной работы.
Стандарт также предусматривает уровень квалификации для профессии согласно типовым квалификационным характеристикам должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций в сфере здравоохранения.
Так, у социального работника должно быть техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, медицинское, психологическое, педагогическое) образование.
Также они должны обладать навыками:
осмотра пациентов и сбора информации от пациентов и их родственников;
оценивать потребность в социально-медицинских услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния получателей услуг;
определять основные показатели функционального состояния пациента;
в измерении антропометрических показателей (рост, масса тела);
измерения температуры тела, частоты пульса, артериального давления, частоты дыхательных движений;
размещения и перемещения пациента в постели с применением принципов эргономики;
информировать медицинский персонал об изменениях в состоянии пациента;
эффективного общения с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
выявления насильственных действий к пациенту.
Кроме того, соцработник должен обладать знаниями:
Правила общения с пациентами.
Здоровье сберегающие технологии при перемещении пациента с недостаточностью самостоятельного ухода.
Правила информирования об изменениях в состоянии пациента.
Алгоритм измерения антропометрических показателей.
Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента.
Условия безопасной транспортировки и перемещения пациента с использованием принципов эргономики.
Принципы эффективного общения с пациентом и его окружением в процессе профессионального ухода.
Признаки видов гендерного насилия.
Кроме того, соцработники должны обладать навыками использования средств и предметов ухода при санитарной обработке и гигиеническом уходе за пациентом, проведения санитарной обработки пациента и гигиенического ухода за пациентом с недостаточностью самостоятельного ухода, обучения пациентов и их родственников в гигиеническом уходе за пациентом.
Также в стандарт входит умение оказать доврачебную помощь пациенту.
Стандарт также устанавливает требования к личностным компетенциям соцработника:
Соблюдение правил этики, деонтологии и субординации.
Соблюдение норм санитарно-гигиенического режима организации здравоохранения и эпидемиологической безопасности окружающей среды.
Навыки самоконтроля и непрерывного совершенствования своей деятельности.
Ответственность в выполнении задач профессиональной деятельности.
Стрессоустойчивость.
Коммуникабельность.
Умение быстро принимать решения.
Умение работать в команде.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 22 июня.
Источник: zakon.kz