По доброй традиции местом для проведения конференции по вопросам инклюзивного образования в столице стала образцовая школа-гимназия №10 имени Ж.Ташенева.
Первые шаги
В кулуарах встречи отмечалось, что инклюзивное образование является важным инструментом в создании равных возможностей для всех детей. Оно позволяет развивать навыки социализации и учиться взаимодействовать с людьми. Инклюзивное образование способствует более полному и глубокому пониманию различий между людьми и приводит к созданию толерантного общества.
Как рассказала заместитель директора по инклюзивному образованию школы-гимназии №10 Марзия ТАШЕНОВА, началось все в 2005 году.
— Дело в том, что тогда такие более легкие диагнозы, как амблиопия, миопия, косоглазие, корректировались тренировками, снятием напряжения с глаз, созданием особых условий. В течение 5-6 лет можно выровнять зрение, снять очки. Но количество детей с таким диагнозом неумолимо растет. Причем дети приходят с сопутствующими диагнозами, связанными не только со зрением. Поэтому мы стали набирать детей, невзирая на диагнозы. Но чем мы можем помочь первоначально — подкорректировать зрение, — отметила педагог. — Очень сложно было первые годы, особенно с закупкой аппарата синоптофора — они российского производства. В Казахстане такое оборудование тогда не производилось.
По словам спикера, сначала в школу приходили дети со слабым зрением, потом с частичным. В 2015 году обратились тотально слепые ребятишки. С этим школа раньше не сталкивалась.
— Было сложно, но глаза боятся, а руки делают. Я просто собрала коллектив и сказала коллегам: надо учиться, но за это надо заплатить, потому что специальных курсов именно по нашему профилю тогда не было. А нам нужны были сертификаты. И хотя это были элементарные приемы и методы работы с данной категорией детей, мы первые прошли эти тренинги. После министерство стало внедрять курсы и повышать нашу квалификацию, стали поднимать вопрос об открытии специальных факультетов в вузах, потому что число инклюзивных детей неумолимо росло. На сегодняшний день мы имеем свои авторские методы работы, которые позволяют учиться в гимназии детям с нарушением зрения, — продолжает Марзия Акимовна. — Хочу отметить плюсы для наших нормотипичных детей. Они стали добрее, терпимее, потому что они очень толерантны, видят наших деток повседневно, знают, что есть в мире такая проблема и что их помощь кому-то необходима. Просто своим присутствием инклюзивные дети воспитывают свое окружение. Это плюс.
— А минусы, — продолжает педагог, — конечно, сложно проводить работу с данной категорией детей, потому что в идеале это должна быть школа полного дня. В будущем мы попытаемся это посменно внедрить, то есть выделить максимальное количество часов, которое положено, пока же мы стараемся закончить учебный день до 15.00. Пока все, что получают эти дети, — это крупинки того, что необходимо сделать. Но даже при этом мы видим результаты.
Еще одна проблема связана с наличием специальной литературы для незрячих детей. Пособия распечатываются здесь же. В Алматы работает центр, который помогает им. В Казахстане только они занимаются обеспечением специализированных учебников. Связано это еще с тем, что печать специальных книг обходится очень дорого. К примеру, один учебник обычного ребенка для слепого будет состоять из нескольких книг.
В данное время для обучения доступны учебники по основным предметам: русский, казахский и английский языки, математика, чтение. Все остальное, в том числе дополнительные методические пособия, закупают фонд «Дара» и спонсоры. Чтобы из бюджета поступали средства, нужно менять статус учебного заведения на специализированную школу.
— Но родители не хотят, чтобы было написано, что ребенок окончил школу-интернат. То есть наши инклюзивные дети хотят быть такими же, как и все. Этой конференцией мы пытаемся показать, что они и есть такие, как все, что они могут и петь, и танцевать, и быть математиками, и заниматься спортом. Мы в республике по волейболу, шоудауну занимаем призовые места и гордимся этим. Благодарим этих детей, их родителей за терпение. Они нас воспитывают. Я думаю, что и мы становимся лучше, и мир становится чище вокруг нас, — резюмирует опытный педагог.
Спортивные победы
Для незрячих детей в стенах школы проводятся тренировки по шоудауну (теннису для незрячих).
— На сегодняшний день, конечно, эта тема очень актуальна, но она пока еще на стадии развития. видим, что происходит некий переход к новой модели образования для детей. Раньше были спецшколы, спецтехника, все было привязано к слову «спец». Мне трудно судить, хорошо это или плохо, но на тот момент это было приемлемо. Теперь осуществляется переход к новой инклюзивной модели, которая распространена во всех развитых странах. Очень много работы предстоит: это связано с подготовкой персонала, педагогов, социологов, психологов, это связано с обустройством учебных мест для особенных детишек. Думаю, реализацию этих планов нужно начинать с высшего учебного заведения и периодически вводить в вузах, как дополнительный предмет, работу с инклюзивными детьми, чтобы выпускники и преподаватели уже были готовы к практике, — считает президент Республиканского общественного объединения инвалидов «Федерация шоудауна» Марат КОЖАХМЕТОВ.
По мнению спикера, в процессе формирования казахстанскую модель системы образования, методику преподавания, предметы можно адаптировать и сделать доступными для обучения детей с инвалидностью.
— Что касается шоудауна, тенниса для незрячих, давайте немного расскажу. Наша федерация существует не больше года, но развитием именно тенниса для незрячих мы занимаемся уже 6 лет. Изначально ввели только для взрослых, а теперь и среди юниоров. Скоро пройдет первый европейский турнир для детей. В течение года поставили столы в шести школах, где учатся дети с нарушением зрения. Наши ребята активно занимаются данным видом спорта, — отметил Марат Кожахметов. — Почему я рассказываю про шоудаун в рамках конференции? Потому что спорт тоже является для детей большой частью адаптации и интеграции в общество. Если наши дети будут достигать успехов не только в учебе, но в спорте и других областях, то они будут чувствовать себя более гармоничными, — резюмировал спикер.
Благодарность родителей и обратная связь
Благодаря педагогам и их работе сын Темиргали ИЗТЕЛЕУОВА в этом году перешел из специализированного класса для незрячих в общеобразовательный класс.
— Во-первых, я хочу искренне поблагодарить каждого, кто принимал малейшее участие в жизни сына. Дело в том, что, после того как случилась беда, мы очень сильно растерялись, были в прострации, не знали, что делать. После того как мы поговорили с педагогом Сауле САГИМБАЕВОЙ, встретились с ней, открыли для себя другой мир, — поделился родитель. — Основная проблема состоит в том, что общество не до конца понимает, что такое инклюзия. Инклюзия — это не просто вариться в одной каше детям, которые не видят мир, которые не могут что-то делать, как обычные люди. Раньше нам не уделялось нужного внимания. Таких людей держали в изоляции. То есть у них была своя спецшкола, свой специальный класс. Все свое. И когда они выходили во внешний мир, у них не было иммунитета. Да, у нас есть какие-то льготы, мы испытываем какие-то знаки внимания, появились заботливые тифлодорожки, но это всего лишь инструментарий, который позволяет особенным людям достичь физического равноправия со здоровыми людьми. Инклюзия — это шикарный вариант для нас. Нам, родителям, повезло с людьми, которые продвигают это направление, очень профессионально себя ведут.
По словам спикера, теперь их ребенок имеет право на общение, на друзей.
— Когда ребенок ослеп, я был в шоке, не знал, как нам дальше жить, как сделать так, чтобы он был на уровне, чтобы он получил образование, трудоустроился, женился, чтобы у него дети были. У нас в стране эта тема была покрыта мраком, это было недостижимо в том плане, что не было все это организовано. Есть люди, которые своими силами, как наши ребята, добиваются многих исключений. Но в отдаленных уголках нашей страны еще много детей, которые не охвачены этими вещами. Нужно тему инклюзии нести в общество и отнестись к этому очень серьезно, потому что она дает возможность не только нашим детям общаться с нашим обществом, это воспитывает общество, нас, — отмечает Темиргали Изтелеуов. — Надо, чтобы общество понимало это, необходимо транслировать тему инклюзии, как важную часть жизни наших детей.
Инновационное ноу-хау
В рамках конференции презентовали устройство, разработанное компанией Dot Incorporation. Оно открывает новые возможности для слабовидящих, делая разнообразный визуальный контент доступным через специальный сенсорный планшет.
— Основным преимуществом планшета Dot Pad 320 является его тактильный дисплей, позволяющий пользователям воспринимать изображения и получать полноценный визуальный опыт. Планшет использует современные технологии обработки точечных изображений на основе искусственного интеллекта. Устройство анализирует и переводит визуальные данные с высочайшей точностью на тактильном дисплее, состоящем из 2400 точек. Таким образом, он обеспечивает доступ к интерпретации любого визуального контента из различных источников для пользователей, — рассказал вице-президент компании Хван Ву ДЖИН.
В то время, когда люди с нормальным зрением могут полагаться на зрительные подсказки для понимания сложных предметов, около 285 миллионов слабовидящих и слепых людей по всему миру остаются в стороне. Существующие на данный момент книги, написанные шрифтом Брайля, имеют ограниченный тираж, к тому же дорогие и не всегда практичны в использовании. Кроме того, простые звуковые описания не всегда достаточно эффективны для передачи графической информации.
— Устройство существенно снижает зависимость слабовидящих людей от тактильных учебников и аудиоописаний для восприятия визуального контента. Оно не только позволяет слабовидящим самостоятельно исследовать огромное количество визуального контента в Интернете, но и способствует их обучению, а также создает новые возможности для художников и творцов, — добавил представитель компании.
Стоит отметить, что в рамках реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан до 2025 года компания Qazinterservice может осуществить поставку специальных устройств, ориентированных на детей со специальными потребностями для создания инклюзивного образования на высоком уровне.
Отечественные планшеты
В рамках конференции столичной школе-гимназии №10 вручили отечественные планшеты — электронные тренажеры по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля на 3 языках — казахском, русском и английском.
На данный момент в школе обучается 180 детей с нарушением зрения, среди них 29 незрячих детей. Для их обучения создаются все необходимые условия. Сегодня это единственная школа в столице, где функционируют классы для незрячих. Изобретенный электронный тренажер по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля SEZUAL на 3 языках (государственном, русском и английском) изобретен казахстанским ученым Галымжаном ГАБДРЕШОВЫМ и позволит успешно освоить учебную программу в короткие сроки.
По словам тифлопедагога Сауле Сагимбаевой, ранее школа уже тестировала самоучители Брайля компании Sezual и получила отличные результаты. Аппарат показал свою эффективность на практике. Скорость обучения детей повысилась в несколько раз, при этом нагрузка на тифлопедагогов значительно снизилась.
Тренажер уже зарекомендовал себя как обязательное тифлооборудование не только для учащихся, но и для родителей, педагогов, работающих в специальных классах для незрячих детей.
В тему. Театры, кино, концерты по льготным билетам
Какие культурно-развлекательные мероприятия могут бесплатно посещать граждане с особыми потребностями — читайте в нашем материале.
Мероприятия, проводимые государственными концертными учреждениями, культурно-развлекательными учреждениями, могут посещать:
■ Лица с особыми потребностями I и II группы — бесплатно
■ Дети и подростки с особыми потребностями в возрасте до 18 лет — бесплатно
■ Лица с особыми потребностями III группы — со скидкой 50%
Спектакли государственных театров могут посещать:
■ Лица с особыми потребностями I и II группы — бесплатно
■ Дети и подростки с особыми потребностями в возрасте до 18 лет — бесплатно
■ Лица с особыми потребностями III группы — со скидкой 50%
Услугами, предоставляемыми государственными библиотеками, государственными музеями и музеями-заповедниками, могут пользоваться:
■ Лица с особыми потребностями I и II группы — бесплатно
■ Дети и подростки с особыми потребностями в возрасте до 18 лет — бесплатно
■ Лица с особыми потребностями III группы — со скидкой 50%
Мероприятия, проводимые государственными цирками, могут посещать:
■ Лица с особыми потребностями I и II группы — бесплатно
■ Дети и подростки с особыми потребностями в возрасте до 18 лет — бесплатно
■ Лица с особыми потребностями III группы — со скидкой 50%
Источник: vechastana.kz