Now Reading
«Мы разные, мы равные и мы вместе»: как в Казахстане развивают инклюзивное общество
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > «Мы разные, мы равные и мы вместе»: как в Казахстане развивают инклюзивное общество

«Мы разные, мы равные и мы вместе»: как в Казахстане развивают инклюзивное общество

Уже четвертый год в Костанайской области реализуется проект «От декадника осведомленности к инклюзивному обществу».

 

Сегодня, по официальным данным, в регионе проживает более 27 тыс. лиц с инвалидностью, из них 2624 детей. В 2023 году на социальную поддержку лиц с инвалидностью в регионе выделено 9,5 млрд тенге.

 

«На базе Костанайского областного реабилитационного центра функционирует детское отделение на 20 койко-мест, которое охватывает около 300 детей в год, имеющих рекомендации реабилитационного оздоровления в индивидуальной программе. Реабилитацию уже прошли 211 детей. Вместе с тем в области планируется открытие Центра для дневного пребывания детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Для этого в специально подобранном здании в настоящее время проводится реконструкция», – отметила заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ Костанайской области Алия Мекебаева.

Культура толерантности

 

Председатель организационного комитета декадника осведомленности, профессор кафедры психологии Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова Лилия Саркисян считает, что с каждым годом государство уделяет все больше внимания гражданам с инвалидностью. Но для того, чтобы прийти к инклюзивному обществу, по ее мнению, в первую очередь необходимо по-новому взглянуть на проблему инвалидности. Сформировать инклюзивную культуру, то есть культуру принятия таких граждан, позволяющую понять, что это значительная часть нашего общества, и увидеть в каждом человеке прежде всего человека.

 

«Мы должны разъяснить, донести до каждого жителя нашей области, что инвалидность – это прежде всего проблема обеспечения гражданских прав, поэтому в ходе проводимых мероприятий подчеркивается, что именно потребность включения в социальные связи является коренным свойством любого человека. Понимание и решение проблем лиц с инвалидностью зависит от уровня демократизации общества, его открытости и уровня нравственного развития его членов. К сожалению, очевидным и печальным фактором последних лет является то, что во всех странах мира независимо от уровня их экономического развития растет инвалидность», – отметила Лилия Саркисян.

Причем, по данным спикера, растет детская инвалидность, и это обстоятельство говорит о том, что данная социальная группа превращается во все более количественно-значимую, и исключение таких людей из общественной жизни приводит к потере значительной части потенциала общества.

 

Профессор считает, что работы в этом направлении предстоит немало и нужно начать с детей: сформировать профессиональный кадровый состав специалистов. Это реабилитологи, социальные работники и педагоги всех уровней образования, тьюторы, мастера производственного обучения. Необходимо проводить мониторинг потребности этой группы граждан и затрат, необходимых для их удовлетворения, через единую информационную систему.

 

«Сегодня важно ориентироваться на возможности и способности таких граждан, а не на их инвалидность, на поддержание их гражданских прав. Необходимо перестать относиться к ним, как объекту благотворительности, как у нас это было раньше. Только при таком подходе, с одной стороны, люди с инвалидностью будут освобождены от унижающей зависимости от других, а с другой стороны, значительно может снизиться нагрузка на их родителей, опекунов, родственников. Основной принцип декадника осведомленности заключается в такой фразе: «Мы разные, мы равные и мы вместе». Хочу подчеркнуть, что именно так вместе мы содействуем тому, чтобы в Казахстане состоялось инклюзивное общество, общество равных возможностей», – подчеркнула психолог.

Шаг за шагом

 

Согласна с коллегами и главный специалист отдела социальной защиты детства Управления образования Костанайской области Валерия Шатровская. Она подчеркнула, что вопрос по инклюзивному обществу сейчас действительно актуальный, и прежде всего нужно решить вопрос по толерантности и созданию равных условий для детей с особыми образовательными потребностями.

 

«Сегодня таких детей в нашей области более 9000, из них 2018 ребят имеют инвалидность, но, несмотря на это, более 700 из них обучаются в общеобразовательных школах. Для создания эффективных условий коррекционной поддержки и равных возможностей отделы образования районов городов проводят работу по созданию специальных условий в каждой организации, они формируются на основе оценки психолого-педагогической консультации. Специалисты выдают заключение родителям, где четко прописывается, в каких именно образовательных потребностях нуждается их ребенок, и уже отдел образования создает условия», – пояснила специалист ведомства.

В создание специальных условий входит естественное расширение дверных проемов, то есть создание безбарьерной среды, наличие специальных учебников, речевой информатор и наличие специальных педагогов и педагогов, прошедших курсы повышения квалификации.

 

В области более 7 тыс. педагогов общеобразовательных школ прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию – более 55% от их общего количества. В 116 организациях дошкольного образования и во всех 34 колледжах созданы условия для адаптации лиц с образовательными потребностями.

 

«Создание специальных условий в каждой организации является основой для расширения охвата детей с особыми потребностями ранней коррекцией и специальной поддержкой. В 185 детских садах коррекционную поддержку получают 489 детей. С 2019 года в области реализуются инициативы нескольких благотворительных фондов, в рамках которых в общеобразовательных школах работают 14 кабинетов поддержки и один ресурсный центр», – добавила Валерия Шатровская.

По оценке Управления координации занятости и социальных программ, их открытие позволило расширить охват коррекционной помощью детей раннего возраста. Сейчас в кабинетах коррекции занимаются 126 детей. И если в 2019 году работал только один такой кабинет, где занимались 10 детей, то сейчас в области действует 14 кабинетов поддержки, а до конца года их станет 20. Они охватят 200 детей.

 

«Необходимо отметить, что раньше западающим звеном был летний отдых. И этот вопрос нередко поднимали родители, поэтому в управлении приняли решение организовать его в рамках государственного социального заказа. Второй год дети с особыми потребностями, обучающиеся в общеобразовательных школах, отдыхают и оздоравливаются. К примеру, в 2023 году отдохнули 292 ребенка из 14 районов области на 29 млн тенге. Надеюсь, что и на 2024 год в бюджете предусмотрят необходимую сумму на летний отдых таких детей», – добавила специалист управления.

Кроме дошкольников и школьников с особыми образовательными потребностями, ведется работа и с учащимися колледжей. Нужно отметить, что в рамках регионального чемпионата Worldskills ежегодно проводятся соревнования по профессиональному мастерству среди студентов с особыми образовательными потребностями. В марте 2023 года двое учащихся Костанайского колледжа сервиса приняли участие в десятой международной олимпиаде во Франции.

 

В регионе сделано немало для перехода к инклюзивному обществу, но в то же время предстоит еще большая работа по формированию самой инклюзивной культуры в обществе.

 

 

Источник: zakon.kz

0
Tags :
No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×