За 9 месяцев т.г. выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) охвачено 1 млн 205,8 тыс. граждан, являющихся участниками системы обязательного социального страхования, на общую сумму 699,9 млрд тенге.
Из ГФСС осуществляются выплаты по 5 социальным рискам: по случаю утраты трудоспособности, по случаю потери кормильца, по случаю потери работы, по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет.
Выплаты по случаям утраты трудоспособности и потере кормильца назначаются дополнительно к соответствующим государственным пособиям. Их размеры зависят от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года, коэффициентов утраты трудоспособности, количества иждивенцев, стажа участия в системе обязательного социального страхования (далее – система) и замещения дохода.
Выплата по потере работы назначается на период от 1 до 6 месяцев в размере до 45% от потерянного дохода, в зависимости от стажа участия в системе и дохода за последние 24 месяца. Данная выплата осуществляется вне зависимости от причин увольнения и предназначена для поддержки безработного человека в период, когда он ищет работу.
Единовременная выплата по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается на все дни отпуска по беременности и родам. Ее размер зависит от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 12 месяцев до даты отпуска по беременности и родам и количества дней нетрудоспособности.
Ежемесячная выплата по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет назначается с даты рождения ребенка. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года. При рождении двух и более детей выплата назначается на каждого ребенка отдельно.
Необходимо отметить, что из 1,2 млн получателей 583,4 тыс. человек обратились за назначением социальных выплат именно в 2024 году.
При этом ГФСС проводит планомерную работу в целях недопущения нецелевого расходования средств, предусмотренных на выплаты гражданам.
Так, в т. г. сотрудниками ГФСС выявлено более 1,4 тыс. индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), применяющих различные схемы с целью получения социальных выплат в завышенном размере. В правоохранительные органы были направлены письма, в которых расписаны механизмы, используемые ИП при перечислении социальных отчислений, и списки индивидуальных предпринимателей, действия которых способствовали необоснованному выведению денежных средств из системы социального страхования.
В ходе проведенных ГФСС проверок фактического трудоустройства сотрудников у таких ИП выявлены 64 индивидуальных предпринимателя, которые отрицают наличие у них наемных работников. При этом социальные отчисления от своих ИП за несуществующих работников они объясняют передачей электронных ключей бухгалтерам, которые заполняли для них отчеты в фискальные органы.
По 479 ИП продолжается работа по установлению трудовых отношений.
Также выявлены случаи, когда за одного человека социальные отчисления в ГФСС перечислялись от нескольких ИП с целью дальнейшего назначения выплат в необоснованно завышенном размере.
На сегодняшний день ГФСС переданы материалы в правоохранительные органы по 11 ИП (Актюбинская, Павлодарская области и г. Алматы).
Проверки продолжаются во всех регионах республики, готовятся материалы для передачи в правоохранительные органы.
Также ужесточен процесс рассмотрения документов по вновь обратившимся заявителям, умышленно завышающим доход с целью получения выплат из ГФСС в завышенном размере. Данные мероприятия направлены на пресечение и недопущение неправомерных действий, тем самым обеспечивая справедливую социальную защиту всех участников системы обязательного социального страхования.
Напомним, что за мошеннические действия законодательством предусмотрена уголовная ответственность.
Источник: www.gov.kz