Казахстанское общество продолжает делать шаги в сторону улучшения отношения к людям с инвалидностью. О том, какие меры требуются для создания полноценного инклюзивного общества.
Как отмечает инструктор кафедры социологии и антропологии Назарбаев Университета Дана Бурханова, перемены идут постепенно: в обществе прослеживаются значительные барьеры, сдерживающие процессы инклюзии и преодоления стереотипов.
«Отношение общества к людям с инвалидностью постепенно меняется, хотя процесс все еще достаточно медленный. Казахстанское общество в целом трансформируется, становясь более открытым к обсуждению проблем различных социальных групп, включая людей с инвалидностью», – отмечает эксперт.
По словам Даны Бурхановой, на восприятие людей с инвалидностью в Казахстане влияет несколько ключевых факторов. Прежде всего, это низкая осведомленность населения о проблемах, с которыми они сталкиваются. В силу того, что общество зачастую не знает об особенностях жизни людей с инвалидностью, их потребностях и вызовах, это порождает недопонимание и усиливает дистанцию между социальной группой и обществом. В результате люди с инвалидностью остаются «невидимыми» для широкой аудитории, а их права и интересы не всегда находятся в приоритете.
Кроме того, проблема неподготовленности городской среды также играет важную роль. Приспособленность общественных мест и транспорта к нуждам людей с ограниченными возможностями остается на низком уровне, что серьезно ограничивает их автономию. Это, в свою очередь, усиливает изоляцию, снижает возможность социальной адаптации и обостряет проблему стигматизации – закрепляет негативные стереотипы и социальное исключение.
Стигматизация людей с инвалидностью в Казахстане остается серьезной проблемой. По словам Даны Бурхановой, стереотипы и предвзятое отношение к людям с инвалидностью все еще глубоко укоренены в общественном сознании. Это проявляется даже на уровне языка, который используется в отношении людей с инвалидностью.
Как отмечает эксперт, многие казахстанцы не знакомы с концепцией «сначала человек», где в первую очередь при разговоре нужно подчеркивать внимание на личности, и часто используют «язык жертвы», который акцентирует внимание на ограничениях, а не на самом человеке. Этот подход усиливает социальные барьеры и негативно влияет на восприятие людей с инвалидностью, закрепляя их в роли «инаковых» и зависимых.
Например, согласно языковому правилу «сначала человек» правильно сказать «человек с инвалидностью», а не «инвалид». Эксперт объяснила почему: некоторые слова укрепляют негативные стереотипы, которые, в свою очередь, ведут к дискриминации. Многие термины, изначально нейтральные, стали восприниматься как оскорбительные. Например, слова «аутист» и «даун», даже когда используются в отношении людей с инвалидностью, могут звучать оскорбительно, поскольку в повседневной речи они нередко применяются как ругательства.
Важным фактором, влияющим на степень стигматизации, является вид инвалидности. Эксперт отмечает, что интеллектуальные нарушения, например, сталкиваются с большей стигмой по сравнению с физическими, что порой затрагивает женщин и девочек в большей степени. Таким образом, стигматизация варьируется в зависимости от типа инвалидности и гендерных аспектов, создавая дополнительные сложности для определенных групп.
Для того, чтобы изменить общественное восприятие и повысить осведомленность, Дана Бурханова подчеркивает необходимость включения тем об инвалидности и инклюзии в образовательные программы на разных уровнях — от школ до университетов. Это позволит с юных лет формировать у молодежи инклюзивное восприятие общества и содействовать развитию ценностей уважения и равноправия.
«Важно помнить конечную цель повышения осведомленности – это создание более инклюзивного общества, расширение прав и возможностей людей с инвалидностью, а также их автономность. Повышение осведомленности — это только один шаг на пути формирования более инклюзивного общества», – объясняет социолог.
Эксперт также отмечает, что активное вовлечение людей с инвалидностью в рабочие группы и исследовательские проекты — еще один важный шаг к инклюзии. Это позволит им не только выступать в роли респондентов, но и участвовать в исследованиях в качестве аналитиков и экспертов, что помогает выявлять актуальные проблемы и предлагать конкретные меры для их решения. Такой подход дает возможность людям с инвалидностью влиять на процессы, затрагивающие их повседневную жизнь, и формировать политику, учитывающую их реальную ситуацию.
По словам Даны Бурхановой, личные примеры, исследования и акции помогают донести до широкой общественности реалии жизни людей с инвалидностью, формируя эмпатию и желание изменить ситуацию. Стереотипы разрушаются, когда общество видит в людях с инвалидностью не проблемы, а потенциал и возможность для равноправного взаимодействия.
Как отмечает Дана Бурханова, для создания по-настоящему инклюзивного общества требуется системный подход в государственной политике, основанный на модели Evidence Informed Policy Making (EIPM) — это подход к разработке государственной политики, основанный на систематическом использовании лучших доступных данных и доказательств для принятия решений. Он предполагает активное вовлечение представителей целевых групп (например, людей с инвалидностью) в исследование, разработку и оценку политики, что позволяет учитывать их реальные потребности и проблемы. В отличие от традиционного подхода, где решения часто принимаются на основе политических предпочтений или исторических практик, EIPM ориентируется на научные исследования, данные и реальные практики для создания более эффективных и адекватных политических решений.
Основная цель такого подхода — создать политику, которая будет максимально соответствовать нуждам общества и иметь положительный эффект, основанный на объективных доказательствах и фактах, а не только на предположениях или идеологиях.
Такой системный подход позволяет государству не только реагировать на уже существующие проблемы, но и предугадывать возможные сложности и барьеры, с которыми могут столкнуться люди с инвалидностью. В конечном итоге это приводит к более устойчивым и эффективным решениям, способным значительно улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями.
Инструктор кафедры социологии и антропологии Назарбаев Университета Дана Бурханова, сказала, что казахстанскому обществу предстоит долгий путь к тому, чтобы стать действительно инклюзивным и открытым для всех социальных групп. Повышение осведомленности, создание доступной инфраструктуры и разработка системных мер в государственной политике — ключевые шаги на пути к достижению этой цели.
Источник: nur.kz