Около 17% населения планеты имеют трудности в обучении. В это число входят и дислексики – люди с нарушением способности овладения навыками чтения и письма. Дислексия – это не болезнь, а потому ее нельзя вылечить. Но и не приговор: с ней можно научиться жить. А сделать это легче и комфортнее поможет первое в СНГ русскоязычное приложение «Читай-ка».
Идея создания данного цифрового помощника принадлежит Илиану Гладышеву – десятикласснику из Алматы. Программированием он увлекся в девятилетнем возрасте, начал посещать различные курсы. В период пандемии подросток прошел обучение в Академии программирования и получил свою первую специальность — backend-разработчик. После получения аттестата о полном среднем образовании он планирует поступить на факультет программной инженерии. Далее — работать и развиваться в сфере IT.
По словам Илиана, в его окружении есть немалое количество людей с дислексией. А когда он узнал, что в Казахстане диагностика и лечение данного заболевания находится на низком уровне, то захотел оказать свою посильную помощь людям с особенностью мышления.
«Стало неприятно, когда я узнал, что в нашей стране крайне мало специалистов, способных помочь страдающим дислексией. В то время, как в западных странах она активно изучается и лечится. Кроме того, я ужаснулся, что существует много приложений для дислексиков на английском языке, и ни одного на русском. Это дало дополнительную мотивацию к созданию «Читай-ки», – сказал юный разработчик.
Создание мобильного приложения заняло около трех месяцев. Куратором и наставником в разработке выступила международный эксперт по трудностям в обучении, клинический психолог, основатель Центра дислексии Елена Данилова. Он существует с 2019 года, но работу начал еще в 2018-м.
«Данной проблеме у нас в стране, действительно, уделяется мало внимания. Возможно, это связано с тем, что на самом деле, дислексия, при правильном подходе, быстро корректируется. Многие считают, что это временное явление, но это — особенность мышления. Для взрослых и детей с образным складом мышления все знаковые системы трудны в восприятии – цифры, буквы, ноты и так далее», – рассказала Елена Данилова.
Часто дислексия скрыта под другими проблемами, такими как задержка речевого и психического развития. Поэтому, в лучшем случае с такими детьми занимаются логопеды по общим методикам, в худшем – проблемы с чтением и письмом списывают на лень или недолюбливание некоторых школьных предметов.
«Я достаточно близко знакома с этой проблемой, потому что у моей старшей дочери присутствует весь набор: дислексия, дискалькулия, дисграфия, некоторые трудности с вниманием. Я, как мама, с первого класса начала это замечать. Ребенку тяжело было выучить алфавит, научиться читать. Проблемы были не только академические, но и психологические, она в какой-то момент просто не захотела идти в школу. Испытывала давление, над ней смеялись, называли ее глупой и дурочкой. Когда я об этом узнала, для меня это стало последней каплей», – вспоминает собеседница.
Сейчас дочь Елены учится в 9 классе. У девочки остались определенные трудности в обучении, но она знает, как с ними справляться. Хочет стать графическим дизайнером и полностью себя отдает художественной школе. Ее психологическое состояние сейчас намного лучше. Остальные дети собеседницы тоже имеют предрасположенность к трудностям в обучении и с ними тоже проводится коррекция. Более того, сейчас она развивает школу для детей с дислексией с тем же подходом.
«Цифровые ноу-хау однозначно могут облегчить трудности, с которыми сталкивается человек с дислексией. Мы давно мечтали о том, чтобы понемногу автоматизировать процесс работы с детьми с трудностями в обучении, и так совпало, что Илиан обратился в наш центр для того, чтобы мы помогли в координации создания данного приложения. Я курировала программную часть по наполнению и содержанию. Важно было сделать функционал удобным для детей с дислексией. Прекрасно, что разработчик вслушивался во все моменты до мелочей и претворял это в жизнь», – подчеркнула Елена Данилова.
Приложение состоит из нескольких разделов, среди них есть словарик, аудио-рассказы, игры с угадыванием слов и различные упражнения. Например, вместо игр-стрелялок, времени, проведенном в TikTok дети смогут занять себя разнообразием, представленным в «Читай-ке».
«Это приложение могут использовать родители, чтобы занять детей, а также преподаватели – оно может стать игрой на перемене и упражнением на уроке. «Читай-ка» тренирует слуховую память и восприятие, приложение разработано так, чтобы ребенок использовал свое творческое мышление», – говорит Елена.
По словам разработчика, каждая деталь в приложении проработана до мелочей: шрифт и его размер, дизайн иконок, цвета, иллюстрации, и, конечно же, производительность.
Илиан Гладышев получил патент на это приложение. На данный момент «Читай-ка» полностью протестирована детьми Центра дислексии. Приложение уже доступно для скачивания на Android. А в скором времени его смогут установить пользователи IOS. Скачать его можно бесплатно.
Источник: elorda.info