Now Reading
Истории из жизни учителя средней школы — 7
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Блоги > Ринат > Истории из жизни учителя средней школы — 7

Истории из жизни учителя средней школы — 7

Из книги «Жертвоприношение»
©Ринат Сабитов, 2014

Экзамен

…Есть у нас в школе дворовый клуб. И там, среди множества кружков и секций, вот уже одиннадцатый год работает кружок национальных струнных инструментов. Его бессменный руководитель — учитель музыки Мейрам Серикович Омаров. Высокий, немного неуклюжий, но всегда в хорошем настроении и постоянно шутящий, этот Мишка Гамми, как прозвали его ученики, располагал к себе с первых мгновений общения с ним. В любое время года и при любой погоде моего коллегу можно было видеть в неизменном темном костюме-тройке, сорочке небесно-голубого цвета и галстуке, в котором всегда преобладал красный цвет. На левом плече — портфель с партитурами, в правой руке — кофр, хранящий самое ценное, что было у учителя — домбра его дедушки, известного акына и композитора середины прошлого века.
Года сменялись как-то не заметно, его ученики вырастали, оканчивали школы, побеждали в музыкальных конкурсах и смотрах, а Мейрам Серикович как был простым учителем, так им и оставался…


Было 25 мая. Школа гудела от радостных воплей учеников, предвидящих 3 месяца грядущего безделья. Воздух в классах и коридорах буквально пропитался эмоциями и чувствами детей.
Я только что закончил оглашать итоговые оценки по своему предмету и вышел в коридор, решив заглянуть в учительскую и сдать отчёт в числе первых, чтобы потом спокойно готовиться к приёму экзамена в девятом В…
Это так планировал я. Но, захочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах. В коридоре прямо мне навстречу шёл учитель музыки.
Широко улыбаясь, он переложил кофр в левую руку, и, едва дистанция между нами сократилась до полуметра, протянул мне правую руку. Мы обменялись рукопожатиями.
— Вот ты-то мне и нужен! — без лишних предисловий начал Мейрам Серикович.
Чего это вдруг я заинтересовал коллегу, да ещё в конце учебного года? Отметить эту долгожданную всеми дату? Но я знал, что руководитель кружка не пьёт, и тем более, он за рулём. Тогда зачем он меня искал, и искал ли вообще?
Всё на свои места расставило объяснение моего визави.
— По старой дружбе, не откажи в одной просьбе: прими переводной экзамен у моих первоклашек.
От услышанного я чуть было не упал. Нет, я, конечно, принимал много экзаменов и в разных классах. Но чтобы у первоклашек, да еще и по музыке! Я нот не знаю, да и как держать правильно в руках домбру — без понятия. А он просит меня быть экзаменатором!
— Ты будешь председателем комиссии. Детям я сказал, что специально пригласил уважаемого человека, это ты, который давно хотел послушать моих воспитанников. Так что сделай вид по-строже и пошли в кабинет.
Пока мы шли до места проведения экзамена, коллега меня успокаивал:
-Ты не переживай. Главное, сделай строгое лицо и просто слушай игру. Я буду сидеть рядом и все ошибки напишу на листке и незаметно передам тебе.. А ты просто прочитаешь написанное…
— А разве я могу принимать экзамен? — усомнился я,- У меня нет нужного образования.
Мейрам Серикович, смеясь, произнёс:
— Экзамен принимаю я. Ты только создаешь вид экзаменатора… Тем более, что экзамен уже сдан.
— Тогда зачем весь этот театр? — я был сбит с толку словами коллеги.
— Всё просто: ребята сами просили меня провести экзамен. И я им пообещал.
В кабинете нас ждало десятка полтора детей лет семи. У каждого на коленях домбра. Увидев нас, ребята встали, приветствуя кивком головы.
Теперь я должен был сыграть роль строгого незнакомца, жаждущего познакомиться с творчеством воспитанников преподавателя. Сам же учитель жестом руки усадил детей на места и провёл меня к столу, накрытому белой скатертью.
— Вот это мои ученики, я рассказывал вам о них.
Голос Мейрама Сериковича был немного учтив. Оно и понятно — сейчас перед ним и его учениками уважаемый человек, а правила приличия, тем более на Востоке, требовали ставить персону гостя, да ещё и почётного, выше своего возраста и статуса.
Теперь мне следовало сказать что-то приободряющее для испуганных моим появлением ребят. Как и любой другой учитель, я не раз импровизировал, только примерно догадываясь, о чём буду говорить.
— Здравствуйте, ребята!
Юные музыканты, не сговариваясь, встали со своих мест. Теперь уже я жестом усадил их на места.
— Мейрам Серикович, так много рассказывал мне о вас, что я специально нашёл время и решил приехать к вам, чтобы послушать вашу игру…
Дети смущенно опустили глаза. Они были польщены такой честью.
— Давайте не будем задерживать дорогого гостя и начнём экзамен. – Мейрам Серикович вновь взял бразды правления в свои руки. — Сейчас все выйдут в коридор, и я буду приглашать по одному, как мы договаривались…
Пока дети освобождали кабинет, учитель музыки поставил стул напротив нас.
— Ну что, начнём? — он повернулся ко мне, — Это максимум на полчаса…
Удивило меня то, что из четырнадцати экзаменуемых — шестеро славян. Достаточно редкое явление в наше время.
Первым был мальчик лет семи, на вид первоклассник. Подошёл к стулу, поклонился. Сел, закинул правую ногу на левую, удобно расположил инструмент и, изящно взмахнув рукой, ударил по струнам….
Мейрам Серикович принялся что-то писать. Я же, слушая проникновенную игру, заключающуюся в извлечении из инструмента однотипных звуков, думал о своём экзамене, что назначен через четыре дня.
Наконец, игра закончилась. Юный домбрист встал и замер, ожидая моих комментариев и оценки.
Листок с замечаниями учителя аружка уже лежал передо мной. Мне оставалось только прочитать.
Придав себе как можно более серьёзный вид, я начал читать написанное, выдерживая многозначительные паузы, словно обдумывая, что сказать:
— Очень хорошо, молодец…
Парень позволил себе слегка улыбнуться.
— …но есть кое-какие замечания. Во-первых, как ты держишь инструмент? Это не лопата и не палка, а домбра!
Лично я не увидел ничего странного в том, как мальчик держал домбру. Но если Мейрам Серикович отметил это, то что-то было не так. Учителю виднее.
-… во-вторых, положение твоих пальцев при касании струн. Ты делал вот так, — я сложил указательный и большой пальцы вместе, — А нужно вот так,- и я снова сложил эти пальцы вместе, как и в первый раз, — Ты понял?
Парнишка закивал головой. Понятно, что он ничего не понял, если я сам ничего не осознал из только что сказанного.
-…ну, и в-третьих, ритм. Играл красиво, но нужно немного быстрее. А в целом получилось очень не плохо…
Когда первый музыкант вышел, оставив нас одних, Мейрам Серикович, едва сдерживая смех, произнёс:
-Если бы я не знал тебя и был наблюдателем всего происходящего, то, честное слово, решил бы, что у тебя как минимум, образование консерватории и ты знаешь о чем говоришь этому мальчику….
— Я же учитель… И тем более, выполняю просьбу коллеги.
С остальными ребятами происходили примерно такие же комментарии, с той лишь разницей, что я менял порядок замечаний.
В конце экзамена Мейрам Серикович собрал всех подопечных в кабинете и торжественно объявил, что все они успешно сдали экзамен и переведены на следующий курс обучения. От себя я пожелал ребятам хорошо отдохнуть, а преподавателю творческих успехов и побольше таких смышлёных и старательных учеников.
На этом моя роль уважаемого председателя экзаменационной комиссии была исполнена и я, наконец, смог отправиться по своим делам.

+22
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Юр чат Invakz 
The service is currently unavailable, please try again later.
Menu
Delete last 20 messages
Make moderator
Remove from moderators
Blocking
Delete messages
Shadow ban
No connectionUnable to establish a connection to the server. Please try again later.
Oops, something went wrong. Try again later.
Connecting...