Эмин АСКЕРОВ планирует открыть первый в стране центр, где социально уязвимые казахстанцы смогут жить, учиться и работать, а после – вернуться в свои регионы с навыками, деньгами и запустить собственное дело. Инициативу социального предпринимателя поддержал Президент, строительство начнется на выделенных в аренду 60 сотках.
Стратегический ход
А пока 36-летний бизнесмен обеспечивает работой людей с особыми потребностями – лиц с инвалидностью всех категорий, с ментальными нарушениями здоровья (аутизмом, шизофренией, умственной отсталостью), выпускников детдомов, матерей-одиночек, малообеспеченных, бывших осужденных. Всего на предприятиях, открытых в рамках социального проекта “Green Tal” (социальное кафе, столярный, швейный и войлочный цеха, автомойка), трудится более 60 человек. Большинство из них до прихода сюда не имели возможности работать.
Мы встретились с Эмином в самый разгар пандемии СOVID-19, когда малый и средний бизнесы закрываются, люди остаются без работы, волна пессимизма нарастает. Но в голосе собеседника не чувствуется негатива.
– Если бы я был “негативщиком”, то не пошел бы в социалку. Хотя в этот период большие сложности испытываем и мы: наши особенные сотрудники живут в отдаленных районах столицы, общественный транспорт остановился, а позволить себе добираться на такси они не могут, личных автомобилей у них нет, поэтому мы доставляем на работу лишь несколько сотрудников.
До эпидемии мы хорошо развивали кейтеринг. Сейчас переходим на доставку, пока это направление плохо идет, но я вижу в нем перспективу.
Очень тяжело, но спасибо арендодателю – сделал скидку. Надеюсь, сможем выстоять, – начинает разговор Эмин.
Социальное кафе открылось полгода назад в самом сердце Левого берега, вблизи густонаселенного Дома министерств.
– Это был стратегический ход – расположиться ближе к госслужащим, показать им, как социальное предпринимательство работает изнутри. Ведь когда я нахожусь на их территории, рассказываю о наших проектах, то вижу непонимание, но когда они приходят в кафе и видят, как люди работают, то у сотрудников министерств меняется отношение, – говорит социальный предприниматель, которого не испугала высокая конкуренция на Левом берегу.
Спрашиваю, заходят ли в кафе узнаваемые лица – члены правительства, например, представители профильного министерства соцзащиты.
– Нас поддерживал экс-вице-министр труда и соцзащиты Нариман Мукушев, приходил на обеды, заходили сотрудники среднего звена. Сегодня были из министерства информации и общественного развития. Министров, к сожалению, не было. А посольство Израиля поддержало нас тем, что закупило оборудование для производства полуфабрикатов на 4 миллиона тенге, – рассказывает Аскеров.
Пицца двухэтажная, настрой – оптимистичный
Маленькая летняя площадка социального кафе в эти дни расширилась – соседнее заведение закрылось, и теперь здесь 15 посадочных мест.
– Изначально в кафе работали 17 человек, потом – 12, а сейчас трудится 6 сотрудников. Мы начали ротацию: неделю работают одни ребята, неделю – другие. Пандемия тяжело бьет по нам, пока не могу выплачивать зарплату всем работникам. Чтобы удивлять клиентов и быть конкурентоспособными в эти непростые времена, запустили свои “фишки”: делаем детские пиццы с рисунками сказочных и мультперсонажей, наше ноу-хау – двухэтажная пицца и торт “Зеленый бархат”, – рассказывает Эмин Аскеров. – Несмотря на весь оптимистичный настрой, я понимаю, что эпидемия продлится долго, а значит, будет расти количество безработных. Сейчас к нам поступают запросы из регионов, люди в поисках работы готовы приехать к нам. Платежеспособность населения падает, это будет сказываться на нашей сфере.
Если до эпидемии средний чек составлял 4 тысячи тенге, то сейчас – до 1,5 тысячи тенге. Продажи упали примерно на 70 процентов.
Люди стали экономить, смотрят на цену, заказывают то, что дешевле и питательнее, супы и домашние пельмени, которые пришли на смену изысканному фетучини и рыбным блюдам.
Обрели работу и любовь
А кто же те самые особенные сотрудники социального кафе? Часть перешла к Эмину после переезда кафе, о котором “КАРАВАН” рассказывал, здесь работают глухонемые и слабослышащие ребята.
– Мы дружим с владельцем этого кафе Азаматом Базыловым. В моем кафе работает часть его ребят с инвалидностью по слуху. Повара, кондитеры, посудомойщики, официанты, бариста – по сарафанному радио информация о вакансиях для людей с особыми потребностями и жизненными трудностями расходится со скоростью света.
Средний возраст наших сотрудников – 25–35 лет. У нас много семейных пар работает, причем союзы ребята создают на наших предприятиях.
Молодая пара – официантка Аягоз и автомойщик Дулат, оба не слышат, смогли найти себя и друг друга у нас.
А Рината, бывшего официанта, мы сейчас готовим на бариста. Его девушка Гульжан – шикарный пиццамейкер (специалист по изготовлению пиццы). Ринат немного слышит, а Гульжан – нет. 22-летний Тимур, инвалид по слуху, окончил колледж, готовит шедевральные блюда, схватывает все на лету, ему достаточно один раз посмотреть. Ребят обучали профессиональные повара, – говорит Эмин.
Всего социальный проект “Green Tal” включает 9 направлений. Средняя зарплата – от 80 до 200 тысяч тенге плюс бонусы для мотивации сотрудников.
– В швейном цеху мы изготавливаем сумки для конференций и торговых центров. Здесь трудятся глухонемые, ребята с ментальными нарушениями, бывшие осужденные. В преддверии Дня журналистики получили заказ от сената на изготовление имиджевой продукции – визитниц из массива дерева, сумок, ключниц. Также занимаемся производством ковров в национальном стиле. Правда, с началом пандемии пришлось перевезти цех из наркологического центра, где мы трудоустраивали алко- и наркозависимых, – рассказывает Аскеров.
Чемпионы автомойки
– Еще мы открыли первую и пока единственную в республике социальную автомойку. Здесь работают ментальники. Они очень щепетильно подходят к деталям: машины моют тщательно, порой рука обычного автомойщика не проходит туда, куда добираются руки наших автомойщиков. И для моих ребят самое главное – завершить процесс, их не волнует, ждет клиент или нет. Еще они допускают страшный перерасход химии, потому что не понимают, что машина не станет чище, если ты нанесешь больше чистящего средства. А наносят они от души, – делится особенностями работы предприниматель.
За 2 недели особенных сотрудников обучили азам автомоечного дела, и сегодня они с легкостью дадут фору коллегам.
– Например, Сабыржан при очень маленьком росте (1,50 метра) является чемпионом на нашей автомойке – за 40 минут отмывает машины до блеска. Коллеги, в 2 раза здоровее его, не могут понять, как ему удается так быстро справляться?! Сабыржан впервые получил работу у нас 2 года назад. К сожалению, его мама не увидела успехов сына… Другого сотрудника мы перевели на автомойку из столярного цеха, сейчас его супруга – также наша работница, швея, находится в положении. А познакомились они у нас, – рассказывает Эмин.
На первых порах предприниматель не знал, какую цену поставить на услуги автомойки.
– И решил: пусть клиенты платят, сколько хотят. На удивление, люди переплачивали в 3–5 раз, чтобы поддержать социальный проект. Но нашлась и другая категория, которая начала пользоваться отсутствием фиксированного прайса, – платили 1 000 или 500 тенге (средняя цена на услуги автомойки в столице – 2 000). Но сейчас таких недобросовестных клиентов нет, – продолжает Аскеров. – Мы скооперировались с семейным комплексом, куда также входят кафе и автомойка, и решили создать центр по повышению квалификации автомойщиков среди остальных категорий. Ведь, как выяснилось, в этой отрасли большая текучка кадров. И с автомоек уже поступают запросы – они готовы трудоустраивать людей из социально уязвимых категорий.
А еще на социальной автомойке применяют уникальную технологию озонирования и дезинфекции автомобиля, что актуально в период пандемии. Данная технология является инновационной разработкой казахстанского производства.
Не нужно жалости – оцените сервис
К слову, о клиентах. Предприниматель говорит, что для него очень важна обратная связь.
– Поэтому открыто пишу про наши провалы, промахи, которые мы исправляем. Я хочу, чтобы клиенты приходили к нам не из жалости, а из-за сервиса, качества, скорости. Хочу конкурировать с обычным бизнесом и показать государству, что мы способны выживать без их поддержки. Хотя в единой связке мы могли бы сделать гораздо больше, – отмечает Эмин.
Часть сотрудников получает дотации по зарплате из центра занятости при столичном акимате.
– А так я не привык просить помощи у государства. Единственное – попросил у Президента землю в аренду, мы планируем открыть центр республиканского масштаба, где будем обучать, трудоустраивать граждан из социально уязвимых категорий из регионов. Здесь будут общежитие, столовая. Приедет человек с инвалидностью, обучится на нашей базе, поработает в течение года, накопит деньги и вернется в регион с навыками, средствами и запустит что-то свое, – делится планами Эмин. – Президент нашу идею поддержал, нам выделили в аренду 60 соток земли. Планируем строительство этого уникального центра.
А на этой неделе мы открываем филиал в Павлодаре – социальный столярный цех, где будут изготавливать детские экоигрушки-развивашки. Нас поддержали компания «ERG» и профсоюзы Павлодарской области, выделили помещение и профинансировали закуп столярного оборудования. В цех в первую очередь будут трудоустраиваться сотрудники, получившие производственные травмы. В дальнейшем планируем охватить все регионы. Вот в Таразе в ближайшее время запустим войлочный цех по производству экоковров.
Миссия выполнима
Помимо работы Эмин Аскеров передает своим подопечным знания по финансовой грамотности и другим востребованным вопросам.
– Проводим тренинги, приглашаем коллег, рассказываем, как правильно ставить цели. От самих ребят получаю запрос на то, что им интересно узнать. В коллективе стараюсь выстраивать отношения по принципу “бирюзовой” организации, где все ответственно подходят к делу. До карантина мы часто выезжали на природу, играли в футбол, волейбол, – рассказывает собеседник “КАРАВАНА”.
А еще Эмин Аскеров основал школу социального предпринимательства.
– Меня радует, что нашим опытом по сплочению под одной крышей представителей разных социальных категорий заинтересовались Кыргызстан, Таджикистан, Россия. Хорошая новость – минобразования аккредитовал магистратуру по социальному предпринимательству. Нам уже пишут заинтересованные в обучении коллеги из России, где нет этой специальности.
Этот тренд начинает развиваться, в Казахстане сейчас около 250 социальных предпринимателей. В течение года я 4 раза встречался с главой государства, который поддерживает это направление. Сейчас ведется разработка законопроекта о социальном предпринимательстве, нам помогает депутат мажилиса Нуржан Альтаев, – говорит собеседник.
За 5 лет, прошедших с момента основания социального проекта “Green Tal”, Эмин ни разу не пожалел о том, что оставил стабильную высокооплачиваемую работу в Назарбаев Университете.
– Да, зарабатываю намного меньше, чем 5 лет назад. За последние полгода получил от работы предприятий тысяч 500 максимум. Доход имею за счет тренерской работы. Но это моя миссия, я ведь когда-то получил специальность “соцработник”, пошел по стопам мамы. И самая лучшая моя мотивация – мои ребята. У них зашкаливает уровень ответственности, трудоспособности. Просто людям с особыми потребностями нужно дать шанс, и тогда они докажут, что способны на многое! – сказал в заключение Эмин Аскеров.
Источник: КАРАВАН