Идею создания в Казахстане аналога проекта «Живые уроки», который реализуется в России с 2015 года, туроператоры начали предлагать в 2018 году. Однако поддержки в лице госорганов предприниматели найти не смогли.
В апреле 2020 года между НПП и Казахтуризм была подписана Дорожная карта по развитию туризма. Проект «Живые уроки» стал одним из важных компонентов Дорожной карты.
Оригинальный проект осуществляется при содействии министерства культуры РФ, Ростуризма и субъектов РФ – участников проекта. За два с половиной года к «Живым урокам» присоединились 36 субъектов РФ. Образовательные экскурсии и туры в рамках проекта разработаны в соответствии с учебными программами разных предметов на базе природного, культурно-исторического, производственного и научного потенциала российских регионов.
«Живые уроки» хорошо вписываются во внеклассную деятельность, на которую в школах выделяется примерно 10 часов в неделю. Некоторые регионы придумали паспорт школьника, куда проставляются печати о посещенных уроках. На первых порах мы столкнулись с проблемой, когда туроператоры активно вошли в проект, но оказались не готовы музеи. Переделать программы под образовательные предметы не все смогли. Туроператоры также не всегда понимали, какие требования стоят перед ними. Когда ведется работа с детьми, то помимо качественных программ, которые дополняли бы школьные предметы, должно быть полноценное питание, места размещения, хорошие дороги», — рассказала о реализации проекта в РФ Президент ассоциации «МосТурПул» Татьяна Козловская.
Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что Министерства культуры и образования в целом поддерживают проект.
«Для того, чтобы проект стал действительно глобальным, необходима синергия усилий бизнес-сообщества с МИО, понимание от Министерства образования – какие именно дополнения в школьной программе можно сделать за счет «живых уроков». Например, проводить уроки физики и географии в музее Экспо, уроки биологии и рисования – в зоопарке и нацпарках, развививать профориентацию через промышленный туризм,» — отметила Юлия Якупбаева.
Для качественной реализации проекта, АО «Kazakh Tourism» совместно с бизнес сообществом и НПП начнет разработку методики «Живых уроков»: определение мест проведения уроков, знакомство с учебными программами, составление критериев по отбору педагогов для проведения уроков, иллюстрации и подготовка дополнительного материала.
«Пока мы наметили 4 направления, которые подойдут для уроков истории, физики биологии и литературы. Это Алматы, Нур-Султан, Туркестан-Тараз и Семей-Жидебай. Планируется, что участниками пилотного проекта могут стать дети медработников, отличники и активисты, учащиеся 7-9 классов. Также в связи с ограничениями на групповые передвижения между регионами, пока уроки рассматриваются без передвижения групп в соседние области. Коллеги, хотелось бы начать активную работу и до конца августа разработать методологию», — рассказал директор департамента организации мероприятий Даниэль Сержанулы.
Спикер добавил, что рассматривается несколько вариантов субсидирования, однако необходимо понять позволят ли нормативные акты такого рода финансирование.
В свою очередь представитель МОН Раиса Шер отметила, что к подготовке проекта нужно подойти серьезно, учитывать нагрузку на детей, и сделать программу интересной:
«Живые уроки» хорошая инициатива, необходимая. Но, может не называть проект «уроки»? Это сразу заставит детей скучать, нужно подойти к вопросам креативно. Сегодня не каждый ребенок согласится во внеурочное время пойти в музей. В регионах есть маршруты, но возникают вопросы безопасности, питания и т.д. Возможно надо начать со сбора данных программ. Мы готовы активно подключиться к работе,» — отметила Раиса Шер.
Участники совещания в качестве успешного опыта предложили использовать опыт детских туров во время ЭКСПО. В течение лета 2017 года столицу посетило более 400 тысяч детей из регионов Казахстана.
«В каждом регионе есть комплекс маршрутов для детей. И их уже можно использовать в проекте. Что касается специалистов, думаю, найдем специалистов с большим опытом, наработками. Нам стоит начать мониторинг, чтобы понять какой фундамент для создания «Живых уроков» уже имеется. Стоимость маршрутов не будет высокой, но встает вопрос, как добраться, например, из Актау до Алматы. Самолет удовольствие дорогое», — сказала директор туркомпании «Турист» из Актау Евгения Слюсарева.
Директор туркомпании «Гвидон-тур» из Нур-Султана Татьяна Верницкая предложила сделать программу «Kids go free» круглогодичной.
«Мы можем расширить программу на групповой туризм. Не каждая многодетная мама может выехать со всеми детьми, но отправить одного ребенка на экскурсию семья может. Нельзя делать программу полностью социальной, какую-то часть должны оплачивать родители. Мы же можем определять малообеспеченные семьи и спонсировать. Не одноразовые экскурсии должны быть, чтобы был комплекс. При этом такие программы должны быть доступны для городских школьников, сельских ребят, для этого нужна детальная планировка тура, чтобы туроператор смог просчитать стоимость такой экскурсии», — отметила Татьяна Верницкая.
Завершая совещание Юлия Якупбаева подчеркнула, что необходимо разрабатывать методологию с учетом возможного передвижения детей между регионами.
«Детям из Алматы не так интересно ходить в зоопарк, в котором они были уже много раз, в отличие от школьников, например, из Алматинской области. То есть должны быть варианты реализации проекта – региональные и межрегиональные. Аналогично должен обсуждаться вопрос финансирования. Однозначно нужно подключить к работе управления культуры на местах. Нам нужно будет подготовить музеи и гидов. Пилоты можно делать на базе частных школ, у которых есть финансирование, и регионов, у которых накоплена база турпродуктов. Одновременно, нужно будет решать вопросы удешевления и улучшения качества логистики, питания, безопасности и т.д. Поэтому к методологии нам надо подойти серьезно и привлечь специалистов и экспертов. Мы создадим проектную группу, куда пригласим всех заинтересованных участников», — резюмировала Юлия Якупбаева.
Источник: АТАМЕКЕН