Как мотивировать незрячих людей на прохождение марафонов? Какие могут возникнуть трудности при ведении социального проекта? Обеспечиваются ли равные права казахстанцам, несмотря на статус? На эти и другие вопросы корреспонденту ответил руководитель и идейный вдохновитель социального проекта «Спорт без границ» Бахтияр Базарбеков.
— Бахтияр, расскажите как появился проект «Спорт без границ»?
— Я занимаюсь предпринимательством, у меня есть своя видеостудия. Я — режиссер, несмотря на то, что я вижу мир всего на 5%. Пройдя сложный путь личностного становления, преодоления собственных комплексов и страхов в борьбе за место под солнцем, решил помочь людям найти силы поверить в себя.
В какой-то момент пришла такая осознанность, появилось желание создать мотивационный проект, который бы помог людям, имеющим инвалидность, быть самодостаточными, конкурентноспособными и перейти в активную позицию. Так и появился проект. На тот момент я проходил обучение и произошла трансформация сознания, я увлекся спортом. Благодаря спорту я приобрел для себя ресурсное состояние, энергию.
Пробежал свой первый марафон в 2016 году. Я раньше 2 км бегал и задыхался, но благодаря тренировкам смог это сделать. Тогда я почувствовал, что любой человек может это сделать. Там ничего сложного и невозможного нет. Мы в жизни сталкиваемся с такими препятствиями, убеждениями, которые нас тормозят. И вот мы иногда боимся сделать какой-то выбор, потому что нет уверенности в том, что это получится. Если это до нас кто-то сделал, значит, возможно повторить другому. Из этого контекста я поставил перед собой цели. У меня на тот момент было 100 целей на жизнь, из них 42 выполнены за 4 года. В том числе — реализация социального проекта, который помог бы людям в нересурсном состоянии. Мы на своем примере достигаем целей и этим же зажигаем остальных.
— Сколько веломарафонов вы с командой проехали?
— Мы совершили 5 веломарафонов, один из них — международный марафон «Астана — Париж». Мы провезли флаг страны через 6 государств. За 36 дней мы доехали из нашей столицы до Парижа, вдохновляя и удивляя всех на пути, что незрячие люди могут сесть на велосипед и проехать такое расстояние. У нас девиз такой: «Когда есть цель, преграда нипочем». Мы создаем окружение сильных духом людей, которые будут мотивировать остальных. Наша задача — погрузить людей в поток саморазвития, стремления.
В 2020 году мы запланировали веломарафон «Нур-Султан — Токио» в поддержку Паралимпийских игр. Планировали проехать около 9 тысяч км за полтора месяца. Но в связи с пандемией планы не осуществились.
— Кроме веломарафонов, вы покоряете дистанции IronMan. Как вам это удается?
— Мы сначала думали, что людей с инвалидностью будем вдохновлять, но получилось так, что у нас больше отзывов от людей, не имеющих инвалидности. Кто-то начал спортом заниматься, кто-то поднял для себя новые планки. Они видят, как наши ребята пробегают марафоны, проходят дистанцию IronMan. Я сам два раза проходил IronMan 70.3 в столице. У нас в команде уже 4 ребят пробежали дистанцию IronMan. Состояние победы, уверенности мотивирует, и ребята сами начинают раскрываться. Как говорится, все возможно, если захотеть.
— Какие трудности возникают в процессе работы?
— Основная трудность — не хватает на все времени и мы ограничены в финансах. К сожалению, мы не можем полностью все ресурсы отдавать общественным проектам. От государства мы ждем поддержку и предлагаем взаимное сотрудничество, которое будет всем выгодно. Мы знаем потребности социально уязвимых слоев населения, мы знаем свои возможности и у нас имеются готовые проекты.
— Как повлиял карантинный режим на вашу деятельность?
— Во время карантина мы не можем заниматься спортом всей командой. Малыми группами каждый день встречаемся и мотивируем друг друга. Сегодня, например, мне было тяжело вставать на тренировку, но участники дали заряд бодрости с утра и я побежал. Также карантинный режим повлиял на проведение веломарафонов.
— По вашему мнению, в Казахстане соблюдаются равные права?
— Ну, что касается инфраструктуры, в регионах она не развита. Человеку выйти из дома сложно, потому что нет тактильных дорожек, пандусов. Порой бывает так, что где-то топ-менеджмент не справляется с задачами. Например, мы жаловались на то, что водители автобусов отключают автоинформаторы. Если руководство понимает проблему, то нижестоящие сотрудники не понимают. А со стороны общества, я могу сказать, что люди толерантно относятся. Конечно, это может зависеть от воспитанности и осознанности человека. Еще очень много работы предстоит сделать, чтобы у нас все на равных правах были участниками гражданского общества.
— Бахтияр, какие у вас планы на будущее?
— Мы готовимся к паралимпийским играм, развиваем велоспорт. Хотим провести в этом году первый национальный чемпионат Казахстана по велотандему. Во многих странах этот вид спорта развит, мы хотели бы развивать его и в Казахстане. Сейчас мы активно готовимся, тренируемся каждый день. Также открыли федерацию велотандема и паратриатлона, уже готовим паралимпийский резерв. Сейчас хотим создать национальную сборную. Также мы хотим создать проект «Бизнес без границ», где сможем помочь гражданам с инвалидностью открыть свое личное дело. Так как спорт — это энергия, бизнес тоже — энергия, которое дарит благополучие и стабильность.
Источник: Елорда инфо