Число близоруких детей из-за дистанционного образования в Казахстане может резко возрасти. О такой опасности предупреждает офтальмолог Научно-исследовательского института глазных болезней Джулдыз Искакбаева.
Уже сейчас родители все чаще жалуются на ухудшение зрения у детей, особенно у учеников начальных классов, говорят в КазНИИ. Школьники говорят о быстрой утомляемости глаз и головных болях после онлайн-уроков. Джулдыз Искакбаева предполагает, что это связано с тем, что ученикам начальных классов сложнее усваивать учебный материал в дистанционном формате. Им приходится больше напрягаться и проводить много времени за компьютером.
«Детям дошкольного возраста не рекомендуется вообще проводить время за компьютером или другими гаджетами. Даже мультики на компьютере или телефоне безопасно смотреть в этом возрасте лишь 10-15 минут непрерывно.
Школьникам начальных классов не рекомендуется заниматься за компьютером дольше 40-45 минут, среднего звена — 60 минут. В старших классах «общение» с компьютером без перерыва не должно длиться дольше 80-90 минут», — рассказала она.
По мнению врача, опасное времяпровождение у детей увеличилось вдвое, и это плохо скажется в будущем на их здоровье.
«Если дистанционное обучение затянется надолго, то есть большая вероятность роста числа детей с приобретенной близорукостью, а также с нарушениями аккомодационного аппарата глаза, приводящими впоследствии к развитию близорукости.
Если до сих пор значительное увеличение числа близоруких наблюдалось среди учащихся среднего звена, то длительное обучение с помощью гаджетов может привести к значительному росту числа близоруких уже в младших классах«, — заявила Искакбаева.
Несмотря на всю опасность, у детей в условиях пандемии не остается выбора. Поэтому врач в такой ситуации рекомендует контролировать график ребенка.
«Одно из основных требований к таким занятиям — частые перерывы. Учащийся должен иметь возможность встать, посмотреть в окно. Походить, побегать, размяться. Хотелось бы напомнить родителям о своевременном обращении к специалисту, если у ребенка появятся жалобы на ухудшение зрения, быструю утомляемость глаз. Или если ребенок прищуривается при рассматривании дальних предметов», — добавила она.
Ботагоз Жампозовой, на ухудшение зрения также влияет и малоподвижный образ жизни. По ее словам, это также сказывается на костно-суставной системе, внутренних органах и мышцах молодого организма, психическом состоянии школьника.
«Чтобы не возникли проблемы со здоровьем, связанные с длительным пребыванием у монитора, сидеть за компьютером надо в правильной позе, снимать нагрузку с позвоночника, откидываясь на спинку стула, каждый час делать перерывы, во время которых двигаться, вставать, ходить, делать несколько простых упражнений (приседание, наклоны вперед, бег на месте) или хотя бы пройтись по лестнице.
Также должна быть правильно подобрана мебель. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Поэтому в идеале стоит ограничить пребывание за компьютером детей до 15-30 минут в день», — отметила Жампозова.
Отметим, что международные ученые в последние два десятилетия провели ряд исследований, которые доказали, что основными факторами развития близорукости являются также недостаточное пребывание школьников на улице и малоподвижный образ жизни.
Детский офтальмолог КазНИИ Джулдыз Искакбаева считает, что ребенок должен находиться на улице не менее трех часов. И рекомендует детям после занятий выходить на прогулки.
«Прежде всего важно правильно организовать рабочее место ребенка. Заниматься нужно не лежа, а только сидя за столом. Чем больше диагональ монитора, тем лучше. Она должна быть не менее 50 сантиметров. Идеально, если школьник, студент занимается на ноутбуке или компьютере.
Если это планшет или телефон, то они должны стоять на подставке, чтобы учащийся мог регулировать расстояние до экрана — не менее 35 сантиметров. Чем меньше экран, шрифт, тем больше нагрузка на глаза. Обратите внимание на освещение. В вечернее время в помещении должен быть включен общий свет, чтобы ребенок не занимался в темноте. Родителям нужно следить и за осанкой. У ребенка должен быть удобный стул, кресло со спинкой», — рассказала она.
Также врач посоветовала после уроков и в перерывах делать упражнения для наружных и внутренних мышц глаза, это улучшит кровообращение глазных яблок и снимет напряжение.
Одно из хороших упражнений — «метка на стекле». Рисуем точку на окне, ставим ребенка на расстоянии 36 сантиметров от стекла. Задача школьника — найти вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Затем переводить взгляд на с нее на тот самый объект. Упражнение нужно делать семь минут. Сразу после этого нужно провести стандартную зарядку на мышцы шеи, плеч.
«Прогрессирующая близорукость снижает профессиональную адаптацию подростков и лиц молодого возраста, требует постоянной очковой или контактной коррекции, снижает качество жизни молодых людей. Помимо экономических и социальных проблем, связанных с высокой миопией, офтальмологические осложнения приводят к существенной потере зрения и необратимой слепоте. Сегодня в 35 процентах случаев инвалидности по зрению среди детей составляет близорукость высокой степени, последствия ее осложнений«, — заключила она.
Источник: Tengrinews.kz