Now Reading
В Костанае дети-аутисты сели за парты в обычных классах. Как даётся этот инклюзивный опыт?
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > В Костанае дети-аутисты сели за парты в обычных классах. Как даётся этот инклюзивный опыт?

В Костанае дети-аутисты сели за парты в обычных классах. Как даётся этот инклюзивный опыт?

В 2018 году у родителей детей с аутизмом Костаная открылось второе дыхание — объединившись они создали Общественное объединение «Stop autism». Сейчас в нем 10 учредителей и 154 родителя. Никаких членских взносов, только поддержка и продвижение идей и предложений. Благо, они есть.

В том же году родители из «Stop autism» узнали о том, что Корпоративный фонд «Болашак» открывает кабинеты поддержки инклюзии в регионах Казахстана. На сегодняшний день фонд «Болашак» открыл 41 инклюзивный кабинет в обще­образовательных учебных заведениях.

В реестр педагогов удалось внести и самостоятельную должность педагог-ассистент. Совместными усилиями родителей детей с особенностями развития Костаная и фонда «Болашак» в 2019 году в Костанайской школе №29 был открыт кабинет инклюзии, помогающий ребятам с диагнозом «аутизм» погружаться в учебный процесс.

Дети дождя

Айлане Жалмухамед 7 лет. Эту бойкую девочку любят учителя, а мама не нарадуется, что дочка попала в новую школу.

– В два года, когда начали собирать документы в детсад, логопед огорошила: к этому возрасту ребенок должен иметь определенный запас слов, – вспоминает Шнара Викторовна. – А у дочки как таковой речи и нет. Отдельные фразы, слова…

То, что у девочки аутизм, стало ясно не сразу. Ситуацию понять и принять помогли специалисты – дефектологи и психологи. Сегодня у родителей нет времени на панику и слезы.

– Режим дня у дочки насыщенный: до обеда школа, потом реабилитация, следом центр коррекции, – мама перечисляет пункты и радуется.

«Наш отличник»

Так учителя называют 8-летнего Стёпу Алексеева.

– Сначала мы учились в другой школе, не буду называть ее номер. Но то, что мы там пережили, не пожелаю никому, – говорит Ольга. – Там очень жестоко отнеслись к Степе. На него кричали. И он начал заедать стресс, сильно поправился, началось гормональное нарушение.

Ольга тоже не сразу поняла, что это аутизм. Встревожилась ближе к трем годам. Родные успокаивали, мол, накручиваешь себя, у мальчиков всегда позднее развитие.

– Но мы все же обратились к невропатологу. Нам назначили курс лечения, и у Стёпы сразу пошло развитие речи. Идем по улице, видим знакомого, он говорит мне: «Привет!» Я в ответ: «Привет!» И тут Стёпа тоже ему: «Привет!» Не передать словами, что я тогда испытала. А потом объединение мам сил прибавило. Когда в новую школу взяли, я выдохнула. Здесь мой Стёпа отличник! А ведь учится по обычной школьной программе. Просто тут отношение другое. Здесь знают, как с такими детками нужно общаться.

Первая ласточка

– Я рада, что именно в нашей школе открыли кабинет инклюзии, – говорит директор школы №29 Жанар Кушанова. – Дети приходят, занимаются, смеются. Я к ним часто захожу, они уже меня знают. В прошлом году таких деток у нас было четверо, а сейчас уже десять.

В школе мы застали гостью из столицы. Гульбану Сулейменова курирует в фонде «Болашак» проект «Каждый ребенок достоин школы». В Костанае она провела обучающий курс для педагогов-ассистентов. Их в этой школе десять. Ровно по количеству детей.

Процесс организован следующим образом. Дети с заболеванием аутизм ходят в обычные классы, но рядом с ними сидят те самые педагоги-ассис­тенты. В случае изменения поведения ребенка, они тут же приходят на помощь.

Не против ли таких экспериментов родители одноклассников? Учитель начальных классов Жанат Бекмурзина ответила на это так:

– Ни один родитель не высказался против. У нас такой принцип: когда у одноклассника что-то не получается, другие ему помогают.

Помимо уроков в классе, дети занимаются непосредственно в кабинете инклюзии. Здесь есть место и отдыху, и игре.

– Есть зона для занятий, сенсорная зона, отдельно – разгрузки. По всей стране кабинеты организованы строго одинаково, – объясняет учитель кабинета поддержки инклюзии Айгуль Мукашева.

Вместо вывода

Мамы просят об одном: побольше бы в регионе таких кабинетов. Пока их в нашей области три. В этом году общественный фонд «Қамқорлық» открыл их еще в Рудном и Карасу.

Гульбану Сулейменова, куратор корпоративного фонда «Болашақ» проекта «Каждый ребенок достоин школы », г. Нур-Султан:

«Администрация Костанайской области оказала большую поддержку в организации инклюзивных классов, особенно в Рудном и поселке Карасу. Проблема таких детей актуальна. В вашей области таких школ только три, и этого, конечно, мало. В Казахстане более пяти тысяч детей с особенностями, но, сразу оговорюсь, эта цифра примерная. А кабинетов только 41, в них обучается 350 детей. Потребность в кабинетах очень большая. Мы запускаем эти проекты, даем модель и хотим, чтобы все переняли наш опыт».

Екатерина Смышляева, депутат Мажилиса Парламента:

«Согласна, что при очевидном прогрессе проблемы реализации базовых направлений инклюзивного образования все еще имеют место в нашем обществе. Причин этому достаточно много — от поведенческих стереотипов и увеличения количества нуждающихся в особом внимании детей (особенно это касается ментальной инвалидности) до отсутствия адекватного правового регулирования инклюзивного образования.

Для устранения последней проблемы депутатами VI созыва был инициирован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования», работа над ним продолжена в новом составе, курирует данный документ депутат Ж. Омарбекова. В рабочей группе кроме депутатов принимают участие представители государственных органов, общественники, эксперты, координаторы социальных фондов. Все они вносят свои предложения и активно участвуют в обсуждении.

Я тоже являюсь членом рабочей группы и могу сказать, что в текущей редакции основная часть изменений и дополнений касается закона об образовании. В первую очередь четко определены компетенции всех уполномоченных органов в части организации процессов инклюзии, адаптации объектов и создания среды обучения.

С недостатком этих поправок мы сталкивались неоднократно при создании особых условий в организациях образования, выделении дополнительных часов для педагогов-тьютеров и т.д, усилена ответственность за невыполнение данных обязательств и компетенций. Определен статус и конкретизированы функции медико-педагогических организаций, в том числе по порядку оценки особых образовательных потребностей. Определены обязательные требования к специальным и адаптированным программам обучения и воспитания, в том числе в дошкольных организациях. Также в проекте учитывается возможность размещения государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей. Эти и многие другие нормы позволят обеспечить правовое сопровождение инклюзивного образования».

Наталья Карпенко, педагог-ассистент, г. Костанай:

«К каждому ребенку нужен особый подход, важно расположить его к себе. Он должен чувствовать себя комфортно и видеть в наставнике близкого друга. У меня высшее педагогическое образование, кроме того, у самой особенный ребенок. Для меня работа с такими детьми не стала особенно новой. Мы постоянно совершенствуемся, и в этом нам очень помогает фонд «Болашақ».

 

 

 

 

Источник: kstnews.kz

 

 

 

+1
Tags :
No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×