В 2018 году у родителей детей с аутизмом Костаная открылось второе дыхание — объединившись они создали Общественное объединение «Stop autism». Сейчас в нем 10 учредителей и 154 родителя. Никаких членских взносов, только поддержка и продвижение идей и предложений. Благо, они есть.
В том же году родители из «Stop autism» узнали о том, что Корпоративный фонд «Болашак» открывает кабинеты поддержки инклюзии в регионах Казахстана. На сегодняшний день фонд «Болашак» открыл 41 инклюзивный кабинет в общеобразовательных учебных заведениях.
В реестр педагогов удалось внести и самостоятельную должность педагог-ассистент. Совместными усилиями родителей детей с особенностями развития Костаная и фонда «Болашак» в 2019 году в Костанайской школе №29 был открыт кабинет инклюзии, помогающий ребятам с диагнозом «аутизм» погружаться в учебный процесс.
Дети дождя
Айлане Жалмухамед 7 лет. Эту бойкую девочку любят учителя, а мама не нарадуется, что дочка попала в новую школу.
– В два года, когда начали собирать документы в детсад, логопед огорошила: к этому возрасту ребенок должен иметь определенный запас слов, – вспоминает Шнара Викторовна. – А у дочки как таковой речи и нет. Отдельные фразы, слова…
То, что у девочки аутизм, стало ясно не сразу. Ситуацию понять и принять помогли специалисты – дефектологи и психологи. Сегодня у родителей нет времени на панику и слезы.
– Режим дня у дочки насыщенный: до обеда школа, потом реабилитация, следом центр коррекции, – мама перечисляет пункты и радуется.
«Наш отличник»
Так учителя называют 8-летнего Стёпу Алексеева.
– Сначала мы учились в другой школе, не буду называть ее номер. Но то, что мы там пережили, не пожелаю никому, – говорит Ольга. – Там очень жестоко отнеслись к Степе. На него кричали. И он начал заедать стресс, сильно поправился, началось гормональное нарушение.
Ольга тоже не сразу поняла, что это аутизм. Встревожилась ближе к трем годам. Родные успокаивали, мол, накручиваешь себя, у мальчиков всегда позднее развитие.
– Но мы все же обратились к невропатологу. Нам назначили курс лечения, и у Стёпы сразу пошло развитие речи. Идем по улице, видим знакомого, он говорит мне: «Привет!» Я в ответ: «Привет!» И тут Стёпа тоже ему: «Привет!» Не передать словами, что я тогда испытала. А потом объединение мам сил прибавило. Когда в новую школу взяли, я выдохнула. Здесь мой Стёпа отличник! А ведь учится по обычной школьной программе. Просто тут отношение другое. Здесь знают, как с такими детками нужно общаться.
Первая ласточка
– Я рада, что именно в нашей школе открыли кабинет инклюзии, – говорит директор школы №29 Жанар Кушанова. – Дети приходят, занимаются, смеются. Я к ним часто захожу, они уже меня знают. В прошлом году таких деток у нас было четверо, а сейчас уже десять.
В школе мы застали гостью из столицы. Гульбану Сулейменова курирует в фонде «Болашак» проект «Каждый ребенок достоин школы». В Костанае она провела обучающий курс для педагогов-ассистентов. Их в этой школе десять. Ровно по количеству детей.
Процесс организован следующим образом. Дети с заболеванием аутизм ходят в обычные классы, но рядом с ними сидят те самые педагоги-ассистенты. В случае изменения поведения ребенка, они тут же приходят на помощь.
Не против ли таких экспериментов родители одноклассников? Учитель начальных классов Жанат Бекмурзина ответила на это так:
– Ни один родитель не высказался против. У нас такой принцип: когда у одноклассника что-то не получается, другие ему помогают.
Помимо уроков в классе, дети занимаются непосредственно в кабинете инклюзии. Здесь есть место и отдыху, и игре.
– Есть зона для занятий, сенсорная зона, отдельно – разгрузки. По всей стране кабинеты организованы строго одинаково, – объясняет учитель кабинета поддержки инклюзии Айгуль Мукашева.
Вместо вывода
Мамы просят об одном: побольше бы в регионе таких кабинетов. Пока их в нашей области три. В этом году общественный фонд «Қамқорлық» открыл их еще в Рудном и Карасу.
Гульбану Сулейменова, куратор корпоративного фонда «Болашақ» проекта «Каждый ребенок достоин школы », г. Нур-Султан:
«Администрация Костанайской области оказала большую поддержку в организации инклюзивных классов, особенно в Рудном и поселке Карасу. Проблема таких детей актуальна. В вашей области таких школ только три, и этого, конечно, мало. В Казахстане более пяти тысяч детей с особенностями, но, сразу оговорюсь, эта цифра примерная. А кабинетов только 41, в них обучается 350 детей. Потребность в кабинетах очень большая. Мы запускаем эти проекты, даем модель и хотим, чтобы все переняли наш опыт».
Екатерина Смышляева, депутат Мажилиса Парламента:
«Согласна, что при очевидном прогрессе проблемы реализации базовых направлений инклюзивного образования все еще имеют место в нашем обществе. Причин этому достаточно много — от поведенческих стереотипов и увеличения количества нуждающихся в особом внимании детей (особенно это касается ментальной инвалидности) до отсутствия адекватного правового регулирования инклюзивного образования.
Для устранения последней проблемы депутатами VI созыва был инициирован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования», работа над ним продолжена в новом составе, курирует данный документ депутат Ж. Омарбекова. В рабочей группе кроме депутатов принимают участие представители государственных органов, общественники, эксперты, координаторы социальных фондов. Все они вносят свои предложения и активно участвуют в обсуждении.
Я тоже являюсь членом рабочей группы и могу сказать, что в текущей редакции основная часть изменений и дополнений касается закона об образовании. В первую очередь четко определены компетенции всех уполномоченных органов в части организации процессов инклюзии, адаптации объектов и создания среды обучения.
С недостатком этих поправок мы сталкивались неоднократно при создании особых условий в организациях образования, выделении дополнительных часов для педагогов-тьютеров и т.д, усилена ответственность за невыполнение данных обязательств и компетенций. Определен статус и конкретизированы функции медико-педагогических организаций, в том числе по порядку оценки особых образовательных потребностей. Определены обязательные требования к специальным и адаптированным программам обучения и воспитания, в том числе в дошкольных организациях. Также в проекте учитывается возможность размещения государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей. Эти и многие другие нормы позволят обеспечить правовое сопровождение инклюзивного образования».
Наталья Карпенко, педагог-ассистент, г. Костанай:
«К каждому ребенку нужен особый подход, важно расположить его к себе. Он должен чувствовать себя комфортно и видеть в наставнике близкого друга. У меня высшее педагогическое образование, кроме того, у самой особенный ребенок. Для меня работа с такими детьми не стала особенно новой. Мы постоянно совершенствуемся, и в этом нам очень помогает фонд «Болашақ».
Источник: kstnews.kz