Мотивация является центральным фактором в структуре личности для определения движущих сил в любой деятельности. Следует заметить, что невозможно изучать мотивацию в отрыве от окружающей человека действительности. В частности, социальная реальность людей с ограниченными возможностями такова, что слабо способствует появлению мотивации к труду. Шансы быть принятыми на работу у инвалидов минимальны, мест трудоустройства создано мало, но с другой стороны, у людей с ограниченными возможностями удовлетворенность материальным положением не высока, поэтому есть желание его улучшить. К сожалению, годами складывающиеся стереотипы не способствуют появлению установок на возможность трудиться и быть полноценным членом общества. В России долгое время существовал подход, что если у человека инвалидность, то его сначала нужно вылечить, и только потом он сможет жить, но в массе ограничений. За рубежом считают, что ограничения, связанные с инвалидностью, не являются препятствием для полноценной жизни, просто человеку нужно создать соответствующие условия. Привыкнув к отказам и сформировав потребность в получении льгот и привилегий от государства, многие инвалиды не имеют мотивации к трудовой деятельности. С другой стороны, и работодатели, предъявляя высокие требования к качеству рабочей силы, не создают производственных условий для инвалидов. Требуется не только создание инфраструктуры, которая бы облегчила включение инвалидов в социальные связи, но и перестройка сознания самих граждан.
Важным аспектом работы с инвалидами является диагностика личностных особенностей человека с ограниченными возможностями, его отношения к инвалидности, взаимодействия с социальной средой, мотивации к труду и социальным контактам. Мотивационные установки здесь могут играть определяющую роль. Комплекс Effecton Studio для социальной работы содержит несколько методик для изучения мотивации. Методика «Мотивы выбора профессии» позволяет определить, внешними или внутренними факторами создается желание работать. Внутренние факторы соответствуют потребностям человека к саморазвитию в профессиональной и социальной областях. Внешние двух типов: положительные и отрицательные, — положительные связаны с материальным вознаграждением или получением одобрения из социума, отрицательные — с давлением, требованиями, угрозами со стороны. Если преобладают внутренние мотивы и положительная внешняя мотивация, у человека есть хорошие шансы для достижения цели. Бывает так, что мотивация выбора профессии определяется внутренними факторами, но есть силы, препятствующие реализации потребностей. Это может быть связано, чем инвалид руководствуется — мотивацией успеха или избеганием неудачи. Люди с мотивацией на успех обычно активны и инициативны, ищут способы преодоления препятствий и проявляют настойчивость. Мотивированные на избегание неудачи чаще всего не верят в положительный исход, стараются бездействовать, насколько это возможно.
Методика О.Ф.Потемкиной для диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере дополняет данные о внешней и внутренней мотивации выявлением преобладающих ориентаций: на процесс или на результат, на альтруизм или эгоизм, на труд или деньги, на свободу или власть. В комплексе с другими методиками изучения личности и профессиональной направленности изучение вопроса мотивации позволяет прогнозировать возможности социализации для людей с ограниченными возможностями.
http://www.effecton.su/31.html