©Ринат Сабитов, 2018
отрывок из «Марш в поддержку Колобка»
Все облегченно вздохнули. Хоть один нормальный человек, кроме них в этой компании.
-А вот моя сестра как раз и есть та самая Баба Яга, — добавила она не сводя глаз с молодых людей.
-Это…это как? – непослушным от очередного потрясения языком, прошептал Алмаз.
-А вот так, — она от отхлебнула из деревянного жбана кваса, набрала побольше воздуха и начал свой рассказ, — мы по документам Марьяна, то бишь я, и Мария Га. Жили не тужили, Маша с маменькой в лес ходили, траву косили, урожай собирали, а я всё по дому больше занималась. В семье-то нас пятеро детей. Ещё два после нас уродилось, да братец старший имеется.
Однажды напали на нас туземные орды. Как не давали мы им отпор, как не боролись, всё равно нас одлели. И решили они провести перепись всех, кто живет на этих землях. Писарь их был тоже не русский, и говорил и писал не панаму.
Когда дошла очередь до нас, кто записал наши имена и фамилию как слышал. Я стала Марья Нога, а сестрица – Мари Яга. Много ли, мало ли времени прошло, мы уже повзрослели. Я замуж вышла за Святополка из Мурома, а Маша в лес не переставала ходить, траву какую соберёт и посушит, чтобы зимой простуду лечить, или вареньеце какого чудотворная сварит. Ну вот пошла она как-то в лес и косолапым повстречала. Лютый он был на что-то, вот и захотел задрать Машу. Но та отбилась от него, а мишка все равно ногу одну покалечил. Хорошо, что братец наш младший, знахарем стал. Как не лечил, не колдовал, но ногу прижглось отрезать. И ушла Маша жить в лес, от людей подальше.
-Погодите! – встрепенулась Аня, — это не Ваня ли, который со старцами ушёл?
-Он, — кивнула Марьяна, — и прозвище взял себе странное, Купала. Аккурат на летнее солнцестояние обряд лекарский учудил: через костер прыгать, чтобы недуги сжигать.. Чудной!
-Ничего не понимаю, — Алмаз встал с места, — кто из вас кто?
-Ну так вот, — продолжила женщина в ярких одеждах, не обращая внимания на реплику Алмаза, — уйдя в лес, Маша решила изменить свою жизнь. Сменила имя и стала…
-Алёнушка, — почти хором выдохнули Аня, Лена и Настя.
-Да, — кивнула головой Марьяна, — встретила охотника Костю. Стали жить вместе. Чтобы дикие звери не тревожили почём зря, Костя построил избу на толстых ветках между двух сосен. Издали казалось что она стоит на двух ногах. Со временем к Алёне стали ходить люди за советом и помощью. А время-то шло, и стала она называется бабой-Ягой. Злопыхатели говорили, что она злая и коварная, детей в печке жарит. Но она детишек лечила теплом от печи, сажая их рядышком, спину погреть, руку или ногу там… Время шло, и людская молва стала говорить, что Баба Яга живет в избушке на курьих ножках, а муж ее сам Кощей Бессмертный. Вот так-то…
Все молчали пытаясь понять и заново переосмыслить сказанное.
-Не верите? Вот, — бабушка Алена приподняла подол своего большого платья и все увидели деревянный протез вместо левой ноги, — это мне Костя из дерева сделал…
Никто не проронил ни слова. Каждый думал о своем. Мозг у каждого из 12 участников похода был готов закипеть от обилия информации, полностью разрушающую привычные догмы.
-Ну, если ещё Колобок окажется не Колобком, тогда мне сразу пора в этот лес переезжать, — Семён снял очки и начал протирать их полай своей рубашки…
Алмаз посмотрел на бабушку Алёну, которую он так и не решился называть бабой-Ягой:
-А я вот читал что баба Яга это прозвище беглого турка. В русско-турецкую войну его пленили и привезли в Россию, а он сбежал и стал жить в лесу. Очень умный и мудрый был, поэтому его называли Баба, ударение на последнюю гласную. А Яго произошло от турецкого Ага, Уважаемый, то есть. Вот и получилось что это был Уважаемый мудрец. Людей лечил, травы полезные им давал, детишек, что сам знал, тому обучал…
-Ты, внучек, побольше книжек читать – умным станешь, — ласково, с доброй улыбкой, произнесла бабушка Алёна, — а я вот грамоте не обучена, поэтому многого и не знаю. Может, где и живет такая турка беглая, только у нас был иноземный писарь, который и нарёк меня Мари Яга. А баба, потому, что старая я…
Все Согласно кивали головами. Доводы старушки, в оправдание своего имени, были безупречны.
-Нам бы Колобка увидеть, — напомнил всем Герман.
Дед поднял голову, внимательно посмотрел на небо и принюхался.
-Погодите чуток, увидите его…