Now Reading
НЕВИДИМЫЙ ДОСТУП
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Защита прав > НЕВИДИМЫЙ ДОСТУП

НЕВИДИМЫЙ ДОСТУП

Казахстанцы с инвалидностью заявляют, что их права на доступ к информации регулярно нарушаются. Если государство в последнее время обращает внимание на установку пандусов, то о информационной доступности не говорит практически никто. О том, что мешает людям с инвалидностью активно социализироваться, рассказывает Жаслан Сулейменов.

 

Законы есть, навигации нет

 

15 марта по инициативному обращению Министерства труда и социальной защиты населения в Астане прошла первая презентация проекта альтернативного доклада, подготовленного инициативной группой, по исполнению Конвенции о правах инвалидов ООН в Казахстане. Изложенные в документе проблемы, с которыми ежедневно приходится сталкиваться инвалидам, указывают на ограниченный доступ не только к инженерной инфраструктуре, но и к информации.

Статья 21 Конвенции ООН о правах инвалидов провозглашает этот доступ, «…включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения…»

Законы РК «О государственных услугах» и «О доступе к информации» прямо говорят, что услугодатель обязан предоставлять информацию и услуги для инвалидов в доступных для них форматах и создавать необходимые условия для этого. Исполняются же эти предписания весьма поверхностно.

Очевидна нехватка адаптированной информации в некоторых государственных учреждениях и на сайтах поставщиков услуг. Веб-сайты слишком сложны для навигации и понимания людей с инвалидностью (ментальные нарушения, отсутствие зрения и другие заболевания). Большой проблемой обеспечения доступа к информации для людей с нарушениями слуха является нехватка специалистов жестового языка.

Услуги Интернета финансово недоступны для многих людей с инвалидностью, более того, у некоторых из них нет персональных компьютеров. По результатам исследования Комитета по статистике Министерства национальной экономики, только 30,8 % имеют собственные компьютеры. Таким образом, компьютер для социализации, общения с внешним миром, трудоустройства, в том числе дистанционного – зачастую несбыточная мечта.

Несмотря на то, что данная статистика была составлена в 2015 г., до сих пор продолжают поступать жалобы от людей с ограниченными возможностями на технические вспомогательные компенсаторные средства, включающие ноутбуки и смартфоны, что они не соответствуют не только их нуждам, но и простым стандартам качества.

 

Инвалидам вход ограничен: «Sorry!»

 

При попытке войти в личный кабинет портала электронного правительства РК на пустой странице с английским текстом «Sorry, planned maintenance works are in the process» выскакивает графический «счетчик обратного отчета», картинка которого не считывается программой звукового оповещения для незрячих пользователей.

То есть в это время сервис полностью недоступен, а человек с полным отсутствием зрения не знает, когда заработает сайт и вынужден ограничиться коротким уведомлением на иностранном языке вместо исчерпывающего ответа на родном языке.

Так же обстоят дела с любой (не сопровождающейся текстом) инфографикой на тех казахстанских сайтах и в приложениях, которые предоставляют услуги людям с инвалидностью по зрению.

Согласно закону РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», ответ должен быть предоставлен в 15-дневный срок либо через месяц с уведомлением о продлении из-за сложностей с выездом на места и т.д. Ответ на наше обращение по поводу проблем с доступом к порталу появился через 40 дней на блог-платформе «Открытый диалог» министра информации и коммуникаций. Суть вопроса заключалась в проблемах доступа со смартфона либо планшета к порталу электронного правительства и других ошибок сайта.

При попытке зайти появляется следующее предупреждение: «Подключение не защищено, злоумышленники могут попытаться похитить ваши данные с dialog.egov.kz.

 

“НУЦ откроется в ларце, а ЭЦП в яйце…»

 

Чтобы получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП), нужно обратиться в ЦОН, а чтобы продлить ее, не выходя из дома, нужно получить «сказочный» доступ:

«Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе…».

Цитата из ответа на блог-платформе: «Для этого, в своем компьютере Вы должны набрать pki.gov.kz, при этом откроется сайт НУЦ РК. Далее нажмите ссылку «Документация», после чего откроются все нормативные правовые документации и в самом внизу найдите «Руководство пользователя по установке NCALayer», далее нажмите на ссылку «Скачать». После чего скачивается инструкция «Руководство пользователя по работе с приложением NCALayer»…”

В продолжении жалобы ответ был таков: “Сообщаем, что проведение мероприятий по устранению замечаний запланированы до конца текущего года”.

Любопытно, что если воспользоваться линк-архиватором зарубежного хостинга

http://archive.fo/5wDPx и сохранить ссылку на блог-платформу сайта электронного правительства, то архивная страница будет открываться без проблем (без истребования сертификатов и прочей документации).

 

Что в итоге?

 

20 февраля 2015 года Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (дата вступления в силу 21 мая 2015 года), тем самым взяв на себя ряд обязательств:

«1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности…

a) принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции;

g) …способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;

h) предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах…»

В то же время Казахстан до сих пор не подписал факультативный протокол к Конвенции ООН о правах инвалидов, в связи с чем у людей с инвалидностью в стране отсутствует возможность подачи обращений в Комитет ООН по правам инвалидов.

В своем докладе от 19/01/2018 о миссии в Казахстане специальный докладчик по правам инвалидов Каталина Девандас Агилар призвала государство ратифицировать Факультативный протокол, который позволил бы инвалидам добиваться справедливости в ситуациях, когда все национальные средства правовой защиты были исчерпаны.

 

Mediagram.kz

 

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×