С 1 апреля этого года казахстанские семьи получают обновленную адресную социальную помощь (АСП). Для назначения выплаты АСП граждане могут обратиться с документами в центры занятости населения. Внедренная в Казахстане информационная система e-halyk упрощает и облегчает процедуры назначения АСП за счет оптимизации запрашиваемых документов.
Подробно о работе системы e-halyk, предназначенной для оформления заявок многодетными и малообеспеченными гражданами на получение АСП, корреспонденту МИА «Казинформ» рассказали в Министерстве труда и социальной защиты населения РК. «Когда человек обращается за получением адресной социальной помощи по удостоверению личности, сотрудник Центра занятости входит в социальную карту семьи. В первую очередь он производит действие по поиску социальной карты и набирает ИИН (индивидуальный идентификационный номер) заявителя», — рассказал руководитель управления развития и сопровождения информационных систем по занятости и социальной помощи МТСЗН РК Айдар Айткулов. Во-вторых, сотрудник Центра занятости находит по поиску адрес проживания заявителя. «Создается социальная карта семьи. Отправляется запрос в госорганы. Далее открывается карточка персонального учета, где содержатся сведения по удостоверению личности — ФИО, дата рождения, гражданство, тип образования, прописка, действующие счета и наличие других данных. К примеру, если у вас есть ИП, то система подтягивает информацию об этом», — отметил он. По словам руководителя управления МТСЗН, карточка персонального учета заполняется из данных государственных органов. К примеру, по семейному статусу информация предоставляется органами регистрации актов гражданского состояния, а по образованию — Министерством образования и науки РК. В Минтруда и соцзащиты населения уточнили, что вместе со всеми личными данными отображается и информация о доходах — заработной плате, различных пособиях заявителя и о алиментах. «У нас имеются 15 интеграций с государственными органами, из них 7-8 услуг оказываются в онлайн-режиме. К примеру, я отправил запрос по ИИН, сразу вышла информация о доходах. Мы работаем по заполняемости данных, чтобы улучшить работу и эффективнее, оперативно оказывать государственную услугу», — отметил спикер. Чтобы составить социальную карту, жителю необходимо обратиться в Центр занятости населения. Кроме того, сотрудники Центра занятости принимают граждан в акиматах, также эти услуги предоставляются в Центрах облуживания населения. Айдар Айткулов в качестве примера рассказал о том, как жительница города Нур-Султана — многодетная мать категории ниже прожиточного минимума, оформила заявку на получение АСП. «К примеру, есть жена, муж и шестеро детей. У них у каждого есть своя карточка. Есть информация: работают ли члены семьи или нет, где прописаны, какие доходы. По нашему примеру, муж сидит дома по уходу за ребенком, а жена работает. Отображены также лицевые счета, куда будет зачисляться АСП. Когда заявление принимается, оно передается участковой комиссии. Члены участковой комиссии посещают семью по адресу проживания. Изучают условия проживания. После этого информация докладывается в отдел занятости социальных программ. В общем, как видно на сайте, эта семья теперь получает более 160 тысяч тенге АСП ежемесячно», — проинформировал он. Отметим, официальный бланк заявления выдается в электронном виде. Кроме того, руководитель управления министерства остановился на том, какие еще документы, помимо удостоверения личности, необходимо предоставить для получения помощи, если это потребуется. «При наличии данных информационных систем госорганов достаточно только удостоверения личности. Есть проблема, что мы привязаны к базе данных адресного регистра. Также обращаются люди, которые проживают на дачных участках. Такие адреса значатся в качестве земельных участков и сотрудники центров занятости не могут физически найти адрес. В этих случаях, согласно норме закона, жители могут самостоятельно отправить запрос в государственные органы. Есть 30 рабочих дней, по которым они могут отправить запрос. Если случай по адресу, то они должны направить запрос в архитектуру местного акимата, соответственно, нужно будет зарегистрировать местоположение. Если есть незаконная постройка, то комиссия должна предварительно ее зарегистрировать», — пояснил Айдар Айткулов. В целом, по его словам, в данный момент информационная система работает в штатном режиме. «На сегодня все регионы за первый месяц выполнили свою работу. Люди уже свои первые пособия получают», — добавил он. Спикер также рассказал и об осуществленных мерах по защите и безопасности системы. «Информационная система находится в единой транспортной среде государственных органов по защищенному каналу. То есть в систему просто так, сидя из дома, через Интернет попасть невозможно. Вся база данных госорганов между собой взаимодействует. Мы интегрируем с государственными органами посредствам шлюза Электронного правительства. Это абсолютно безопасная среда», — заверил Айдар Айткулов. Как сообщалось ранее, в результате совместных действий государственных органов на сегодня адресная социальная помощь выплачена более 160 тысяч казахстанским семьям, что составляет 100% назначенных выплат. Напомним, с 1 апреля 2019 года критерий для оказания АСП увеличен с 50% до 70% от прожиточного минимума, составив 20 789 тенге. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в результате численность получателей пособия возрастет с 571,6 тысячи человек до более 830 тысяч человек. При этом, если средний размер АСП на каждого члена семьи ранее составлял 4 834 тенге, то теперь на каждого ребенка будет выплачиваться 20 789 тенге.
Источник: Kazinform