Алматинские люди с ограниченными возможностями пока наталкиваются на одни только барьеры в городской среде.
. На бумагах в многочисленных отчётах, конечно, совершенно другая картина, там практически все объекты доступны для людей с особыми потребностями. Однако в реальной жизни – сплошная полоса препятствий или американские горки с крутыми подъёмами и спусками. Александра Салмина предложила алматинцам в колясках испытать городские подъёмники, а также обратилась к зарубежным экспертам, показала им наши пандусы – и ужаснулась. Богдан Джебко госслужащий и с доступом на рабочее место никаких проблем, в акимате позаботились. А вот если выйти в город, будто в параллельную реальность попадаешь, где почти ничего не приспособлено для лиц с инвалидностью как в этом банке. Посмотрев только на этот пандус, Богдан понимает, чтобы сюда в прямом смысле забраться, нужно быть как минимум паркурщиком. Крутой подъём и такой же спуск. Не 8 положенных градусов, а все 45. Ни кнопки вызова, ни поручней. Грешат этим не только банки. В магазинах, кафе и даже аптеках такая же ситуация, говорит Богдан. Вот сюда, к примеру, за лекарствами человек на коляске зайти не сможет. — Если я сейчас начну на нее запрыгивать, я могу перевернуться. Этот фотосалон тоже недавно получил предупреждение. Решили пандус все-таки сделать, даже стандарты узнали, но что-то пошло не так – снова крутой подъем. Часто бизнесмены устанавливают эти устройства, чтобы пустить пыль в глаза. Мол, есть же, какие претензии?! Богдан Джебко, советник акима района по вопросам люди с инвалидностью: — Все задают вопрос вот вас 43 тысячи, а почему мы вас не видим? Да потому что нет доступности. Вы сделайте доступность, и я хотя бы на какую-то премьеру театральную смогу сходить, тогда вы меня увидите. А ещё не всегда получается добраться до нужного места. Инватакси на всех не хватает. На ходу всего 6 машин, хотя должно быть как минимум 30, говорят эксперты. Вот и приходится лицам с особыми потребностями передвигаться на общественном транспорте. Но для этого в автобусе должен быть низкий пол, специальное приспособление и желание… у водителей. Вот этот, завидев Богдана и камеру, сразу же остановился, вежливо встретил и помог заехать. Спустя пару минут на остановке все тот же маршрут, только за рулём другой человек, а наш оператор уже незаметно снимает со стороны. Обычное явление, говорят люди с особенными потребностями. И это не единственное недоступное средство передвижения. Отдельный разговор — метро. Пандус здесь между собой колясочники называют «американскими горками». Мы решили показать его эксперту из Германии, и вот, что он на это сказал. Маркус Граубнер, руководитель всеобщей ассоциации люди с инвалидностью Германии: — Сам человек с самыми потребностями подняться не сможе, только если ему помогать. Решить проблему можно только, перестроив. В Германии, конечно, вряд ли такое встретишь. Но Казахстану надо отдать должное, изменить здесь что-то хотя бы стараются. В отличие, от той же Турции, например. А Улан Инкарбеков, считает, что подъёмник в метрополитене установлен лишь для вида. Он лично его проверял, и пришёл к выводу, этот транспорт не для него. Улан Инкарбеков, заместитель председателя городского общества людей с инвалидностью: — Он абсолютно непригоден, можно сказать, для нас, чтобы мы пользовались метрополитеном. Подъезжал, нажимал на звонок и, к сожалению, ко мне никто так и не вышел. Прождал минут 10-15 и потом вынужден был уехать на другом транспорте. Нет сопровождающего, который мог бы мне помочь. В Казахстане, на самом деле, стремятся создать безбарьерную среду, но увы, пока результаты не такие показательные, как хотелось бы. Но работа идёт, правда медленно, замечают эксперты. Нужно слышать граждан с инвалидностью и действовать сообща, однако тандема ни с бизнесменами, ни с властями не выходит. Бент-анат Бейсембаева, советник председателя ОО «Инклюзивный Казахстан»: — Может быть, руководителей обществ людей с особыми потребностями слышат, но самих людей с инвалидностью, не знаю, мне кажется, нет. Потому что очень много обиженных. И поэтому я и решила объединиться и решать вопросы. Им некогда, занимаются своими важными делами, поэтому мы и решили, что вот людям с инвалидностью дать эту поддержку. Тем, кто и после предупреждений отказывается создавать доступную среду для лиц с инвалидностью грозят штрафы, говорят эксперты. Но хотелось бы, чтобы люди шли навстречу не из-за страха расстаться с крупной суммой или лишиться удобного кресла, говорят люди с ограниченными возможностями. Человеческого отношения не хватает.