10-месячная Настенька Макеева – самый маленький волонтер Центра социальных инклюзивных программ. Первое занятие с особенными детьми она посетила в возрасте 30 дней от роду. Воспитанники центра шутливо называют ее тренером по малышкотерапии.
В Казахстане люди с ограниченными возможностями сталкиваются со множеством проблем. Даже обычный поход в магазин или аптеку сопряжен для них с огромными трудностями. Далеко не все здания оснащены пандусами, соответствующими принятым стандартам, не все светофоры имеют звуковую систему предупреждения, но больше всего люди с особыми потребностями страдают из-за несправедливого к ним отношения. Здоровые люди на вопрос: «Где вы видите пользователей инвалидных колясок?» отвечают: «В больнице или возле мечети (церкви)!». Решение проблемы психологи, врачи и педагоги видят в инклюзивном подходе в сферах образования, здоровья и трудоустройства. В последние годы в Казахстане условия жизни людей с ограниченными возможностями улучшаются. Но остается немало проблем, требующих срочного вмешательства.
Свой вклад в построение общества равных возможностей вносят не только взрослые, но и дети. Недавно в Алматы открылся не имеющий аналогов в республике Центр социальных инклюзивных программ, где ребятишки вне зависимости от состояния здоровья вместе ставят спектакли, танцуют, устраивают спортивные эстафеты, рисуют, поют, изучают точные науки и иностранные языки, проводят литературные вечера. Педагоги не делят своих воспитанников на «больных» и «нормальных», здесь равный подход ко всем без исключения. Специально для родителей и социальных педагогов запущен проект «Тьютор инклюзивного образования». Психолог Елизавета Макеева читает лекции, дает теоретические и практические знания о том, как воспитывать и обучать особенных детей.
– Если еще недавно считалось, что детки с особенностями должны обучаться в специализированных закрытых заведениях, то сейчас во всех развитых странах это считается в корне неправильным подходом, – рассказывает Елизавета. – Дети не должны чувствовать себя изгоями, им необходимо полноценное общение. Такие диагнозы, как аутизм и задержка психического развития, можно снять, они не являются приговором, то же самое касается и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Даже в тех случаях, когда болезнь не поддается излечению, ребенка непозволительно лишать радостей жизни, запирать в квартире и не давать общаться со сверстниками. Я приехала в Казахстан из России, ваша страна стала для меня второй родиной, и я рада происходящим в обществе переменам по отношению к людям с особыми потребностями.
– Вам не приходилось сталкиваться с родителями, которые негативно относятся к инклюзивному образованию?
– Мне хотелось бы ответить отрицательно, но это будет неправда. Конечно же, нельзя ожидать, что все люди готовы измениться в одночасье. Однако прогресс идет, и его нельзя не заметить. В Казахстане огромная работа проделывается на государственном уровне, инклюзия входит в вузы, колледжи, школы и детские сады. Особенный ребенок может родиться в любой семье, ни один человек не застрахован от болезней и несчастных случаев. Поэтому важно с ранних лет воспитывать детей дружелюбными, толерантными и умеющими сопереживать другим. Я провожу занятия с моей дочкой. Ей еще и месяца не исполнилось, когда она познакомилась с воспитанниками будущего центра. Не сомневаюсь, что дружба с ними благотворно скажется на развитии ее душевных качеств. Детки играют с ней, обожают ее смешить, носят на руках, и это замечательно. Мы приглашаем всех присоединиться к нашей команде. Приходите в любой удобный день и приводите с собой друзей.