Законодательно закрепляются гарантии защиты прав граждан.
На пленарном заседании мажилиса парламента РК под председательством спикера палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили проект Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК) РК, закрепляющие законодательно право на защиту граждан.
Как указывается в заключении профильного комитета, проект Кодекса разработан в целях реализации Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858.
В Концепции правовой политики указывается на необходимость внедрения административного судопроизводства, разрешающего споры в публично-правовых отношениях между государством и гражданином (организацией). Основной целью проекта Кодекса является закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде, — отмечается комитетом.
Проект Кодекса устанавливает в едином законодательном акте правовые основы, принципы, правила осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений.
Так, проектом Кодекса предусматриваются следующие основные положения:
1) новые принципы при осуществлении административных процедур, в частности, соразмерности, приоритете прав и запрете на злоупотребление формальными требованиями;
2) правовая категория «административный орган», которым признаются не только госорганы, но и организации, наделенные правом принимать властные решения;
3) процедурная гарантия быть заслушанным при осуществлении административных процедур;
4) принцип активной роли суда;
5) презумпция виновности госоргана при рассмотрении спора в суде, за исключением отдельных случаев;
6) обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных видов споров.
В заключении отмечается, что при обсуждении проекта Кодекса в рамках рабочей группы депутатами мажилиса парламента были внесены существенные, но не затрагивающие концепцию проекта Кодекса, поправки, которые направлены на совершенствование и улучшение норм законопроекта.
В частности, проект Кодекса дополнен новой статьей, содержащей задачи административных процедур и административного судопроизводства.
Так, предлагается закрепить в качестве задач административных процедур следующие:
полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях; обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений; укрепление законности в публично-правовой сфере.
В свою очередь задачей административного судопроизводства должно являться справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений.
Рабочей группой внесен ряд поправок касательно главы 2 проекта Кодекса о принципах административных процедур и административного судопроизводства.
Значительно были доработаны статьи проекта Кодекса о принципах соразмерности, достоверности, охраны права на доверия, активной роли суда и других.
Кроме того, в процессе работы над проектом Кодекса внесены поправки в понятийный аппарат проекта, а также в целях удобного применения на практике норм проекта Кодекса в целом пересмотрена его структура.
Необходимо отметить что депутатами внесены поправки касательно ключевых норм проекта Кодекса о процедуре заслушивания гражданина госорганом по его обращению.
Так, статья 74 «Заслушивание» полностью пересмотрена и принята рабочей группой в новой редакции в целях исключения на практике формального подхода со стороны госорганов при проведении заслушивания граждан.
В указанную статью 74 включены нормы об обязанности госорганов предоставить возможность гражданину выразить свою позицию на предварительное решение по административному делу, о котором участник административной процедуры заранее уведомляется. При этом, гражданин вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению по административному делу в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения.
Также внесены поправки в статью 127 о денежном взыскании, налагаемым судом за неисполнение его решений, проявления неуважения к суду, злоупотребление процессуальными правами или не выполнения процессуальных обязанностей.
Денежное взыскание является действенным механизмом по своевременному исполнению судебных актов, что является гарантией полноценного восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. Поскольку на госорганы судом будет накладываться денежное взыскание за неисполнение судебного акта, принятого по рассмотрению иска гражданина к этому госоргану. То есть данной нормой устанавливается прямой судебный контроль по исполнению решений суда, что является новеллой действующего законодательства.
Кроме того, по всему тексту законопроекта внесены поправки редакционного, уточняющего характера с целью исключения правовых пробелов, приведения норм законопроекта в соответствие друг с другом и другими законодательными актами РК.
Источник: Zakon.kz