Приложение Ashyq, которое запустили два казахстанских министерства, пока работает в пилотном режиме, но в будущем может стать причиной запрета на вход в общественное место. Что об этой разработке думают общественники, правозащитники и казахстанские бизнесмены.
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с Министерством здравоохранения РК разработали и в пилотном режиме запустили в Алматы и Нур-Султане мобильное приложение Ashyq. Оно позволит открываться объектам бизнеса, деятельность которых запрещена в карантин. При этом предприниматели будут контролировать состояние казахстанцев. В случае отказа предоставить данные по коронавирусу они могут не впускать посетителей в свое заведение.
«Мобильное приложение Ashyq позволяет за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой ПЦР определить статус посетителя. Таким образом, бизнес обеспечен дополнительным контролем к уже предпринимаемым санитарным мерам», — говорится на сайте Национальной палаты предпринимателей РК.
Несмотря на то, что главный защитник малого и среднего бизнеса в стране поддержал создание и запуск приложения, некоторым предпринимателям идея контроля казахстанцев пришлась не по нраву. К примеру, бизнесмен Бейбит Алибеков, который владеет «Alibekov кафе» в Алматы, назвал инициативу двух казахстанских министерств биологической дискриминацией.
«Правительство просто так ничего не делает. Говорить о том, что это экспериментальное приложение, нельзя. Мне кажется, что конечная цель — все-таки ввести его. Это приложение — какая-то биологическая дискриминация. Власти предлагают делить людей, исходя из их показателей здоровья, по цветам, а после этого разрешать или отказывать им в доступе к тем или иным местам. То есть мы как бизнес будем ограничивать людей в передвижении, исходя из их здоровья. Кто мы, чтобы людям говорить — «вы можете зайти», или «вы не можете зайти», или в рамках одной семьи разделять? Я не знаю ни одного бизнесмена, владельца кафе, который в здравом уме сам это сделает. Добровольно-принудительно – возможно, если ему будут разрешать работать по времени больше либо еще дадут какие-то преференции», — считает Алибеков.
По словам ресторатора, ни один бизнесмен по доброй воле, который борется за клиентов, который пытается хоть как-то платить зарплату персоналу, не введет такое «новшество». Кстати, сам бизнесмен уже оценил приложение Ashyq и заметил, что у него не очень высокий рейтинг, а сами разработчики не имеют достаточного бэкграунда, чтобы создавать приложение масштаба целой страны.
«Само приложение так себе. Это подтверждает рейтинг в App Store (1,8 рейтинг Ashyq — прим. ред.). У разработчика еще два приложения в Google и одно в App Store — приложение для университета ЗКО (Smart Makhambet University — прим. ред). Кстати, даже студенты этого университета оставляют негативные комментарии. У него и там невысокий рейтинг (3,2 рейтинг Smart Makhambet University — прим. ред.). Значит, разрабатывала приложение компания, у которой нет большого бэкграунда. Что за приложение, которое будет следить за нашими гражданами и передавать информацию о них в наше министерство? Разработчики ведь не имели опыта в создании чего-то подобного, судя по их работам, а делали лишь приложение для университета», — сказал бизнесмен.
Алибеков сравнил инициативу двух министерств с апартеидом в ЮАР или расовой сегрегацией в США. Ко всему прочему, владелец кафе подчеркнул, что «обязательно будут люди, которые без проблем смогут заходить». Это, в свою очередь, может стать причиной коррупции на бытовом уровне в коммерческих отношениях между посетителями и заведениями.
«Я думаю, приложение заранее обречено на провал. Если только его не будут вводить добровольно-принудительно. Бывают очень здравые инициативы, а бывают и такие, которые имитируют бурную деятельность. Обвинять наши госорганы в том, что они делают, очень сложно, потому что для них пандемия коронавируса – это такой же вызов, как и для всех нас. Каждый из чиновников, в меру своих управленческих или интеллектуальных способностей, предлагает свои инициативы, которые ввиду того, что нет времени, не проходят экспертизы, принимаются молниеносно и необдуманно. При этом принимаются они без учета мнения тех, кого оно касается — владельцев бизнеса», — резюмировал бизнесмен.
Казахстанский политолог, член Национального совета общественного доверия при Президенте РК Марат Шибутов отметил, что инициатива по созданию приложения Ashyk — глупость.
«На мой взгляд, это нарушает не только права потребителей, а, по сути, все права граждан. Если у меня нет смартфона, я не человек, что ли? Это то же самое, что вводить регулирование по признаку обладания, к примеру, шляпой. На мой взгляд, это дикая глупость. Государство должно заниматься вакцинацией и лечением, а не идиотскими инициативами. Пусть сначала объяснят, из-за чего в 2020 году была избыточная смертность, по сравнению с 2019 годом — в 27 тысяч человек, а потом уже про остальное будем говорить. 27 тысяч человек — это потери в небольшой войне, а у нас в прошлом году войны с другими государствами не было», — коротко и ясно выразился политолог.
Независимый эксперт, участник рабочих групп по изменению законодательства при комитетах Мажилиса Татьяна Король задалась вопросом эффективности приложения и актуальности его в будущем.
«На данный момент не ясно, каким образом будут обеспечивать актуальность данных по статусу граждан — сам механизм непрозрачен и непонятен, соответственно — спорный. Как вывод — на данный момент на законодательном, на технологическом, на физическом уровнях реализация данного проекта маловероятна. Чтобы не впускать людей в общественные места (если, к примеру, человек отказался установить приложение или раскрыть свой статус — прим. ред.), должны быть внесены изменения во многие законы и нормы, регулирующие как основные права граждан на свободу передвижения, так и относящиеся к деятельности частных компаний и других юридических лиц, что невозможно реализовать в сжатые сроки, согласно нормам законотворческих процессов», — заметила наша собеседница.
Также эксперт заметила, что «любой проект обычно делается для того, чтобы иметь возможность монетизации в дальнейшем».
«С данным проектом (с приложением Ashyq — прим. ред.) не ясно дальнейшее его развитие и применение. Оно, возможно, актуально на данный момент, при карантинных мерах. Но карантин закончится через какое-то время, и тогда вообще не ясна судьба данного проекта в дальнейшем и его применение в обычных условиях и социальной жизни. Соответственно, стратегия развития и монетизации отсутствует. Проект изначально без перспектив развития и дальнейшего применения», — заметила Татьяна Король.
Мнение выразили и общественники. Общественный деятель, руководитель ОФ «Ел Дауысы» Аида Джексен считает, что прежде чем внедрять приложение, власти должны обеспечить все население Казахстана вакцинами.
«Надо, чтобы были соблюдены все условия. Во-первых, необходимо обеспечить все население РК вакцинами. Чтобы каждый гражданин мог ее получить в удобном для него месте. Вы сейчас знаете, как и где получить вакцину? Я не знаю. И многие не знают», — заметила Джексен.
Есть люди, по словам Джексен, которые вообще не хотели бы ставить вакцину или не доверяют уже имеющимся, а права выбора пока нет.
«Если казахстанцы будут получать доступ в заведения только при наличии отрицательного результата на коронавирус или паспорта вакцины, которая у нас пока одна, я считаю это сговором в монопольном захвате рынка, а не заботой о здоровье казахстанцев. Также это нарушение моих конституционных прав. Более того, я не уверена, что мои данные по этому статусу коронавируса не окажутся в свободном доступе, и это как-то не используют мошенники. Наше государство внедряет «сырой» проект. Это мой вывод», — заявила общественница.
Корреспондент редакции Liter.kz решил спросить мнение и у правозащитников. Руководитель Национальной лиги потребителей Светлана Романовская считает, что по Закону о защите прав потребителей казахстанцам не могут навязывать то, в чем они не нуждаются.
«То, что связано со здоровьем, – это тайна. Если человек переболел коронавирусом, то какой смысл об этом кричать или рассказывать? Или наоборот, если человек болеет коронавирусом, то он наверняка не выйдет сам из дома. Это ведь личная ответственность каждого, и люди понимают, что это чревато последствиями. Нет принципа прозрачности (в приложении — прим. ред.). Кому это надо? Кто им сказал, что это будет эффективно работать? Какая цель у этого приложения? ПЦР-тест может быть неактуальным. К примеру, человек сделал тест, который оказался отрицательным, а через час он подхватил вирус. И потом, ПЦР-тесты можно купить… У нас коррумпированное государство. То, что касается правдивости, ответственности, честности, у нас не работает, это будут просто выкинутые деньги налогоплательщиков», — заметила правозащитница.
Романовская также недоумевает, как власти собираются гарантировать безопасность данных казахстанцев, ведь при использовании приложения Ashyq, помимо статуса, люди должны вводить свой ИИН.
«Как они могут организовать и обещать 100%, что данные не утекут? Сейчас хакеров немерено. Я не могу никак понять. Ладно потребители: ну не пустят их в это кафе — пойдут в другое. Самим предпринимателям зачем это? У них самое главное – получение прибыли. Идет ограничение со всех сторон. Во-первых, это небезопасно, во-вторых безосновательно», — заключила она.
И действительно, сохранность данных абсолютно никто не может гарантировать. Это утверждение подтвердил директор компании «Информсекьюрити» Игорь Чернов.
«Мы живем в цифровом мире – от этого никуда не деться. Каждый день появляются какие-то базы. Возможна ли утечка данных? Конечно, возможна. Давайте тогда отменим цифровую среду — и данные не будут утекать. Будет ли нам легче жить? Я думаю, нет. Я не знаю, поможет ли это приложение как-то уменьшить рост заболеваемости коронавирусом или проконтролировать. Но хочу отметить, что базы с данными казахстанцев появляются на регулярной основе», — заметил эксперт.
Мы тоже решили протестировать приложение Ashyq и выяснили интересные факты.
Если вы, как и правозащитники, задались вопросом, а не является ли информация о результатах ПЦР-тестов и заболевании коронавирусом разглашением врачебной тайны, то нет — ничего подобного. Устанавливая приложение, вы вводите номер своего телефона и ставите галочку согласия на «Условиях работы сервиса». Обязательно читайте эти условия, потому что, поставив галочку, вы добровольно соглашаетесь на передачу своего ИИН заведению, а впоследствии и госорганам, а также даете согласие на передачу своих данных по статусу. Кроме того, по статье 273 Кодекса РК о здоровье, «предоставление сведений без согласия лица допускается при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Как работает приложение Ashyk?
Чтобы определить рейтинг риска, казахстанцам нужно:
1) Скачать на мобильное устройство приложение Ashyq в App store или Google play.
2) Авторизоваться по номеру мобильного телефона, принять условия работы сервиса, ввести ИИН.
3) В появившемся окне сканировать QR-код, размещенный на ресепшне объекта бизнеса, участвующего в пилотном проекте, нажав на функцию «Регистрация входа/выхода в заведение».
После того, как вы просканировали QR-код, в приложении загорается статус посетителя в
цветовом формате, по которому определяется, является ли он контактным или инфицированным коронавирусом:
- зеленый статус — означает, что посетитель имеет отрицательный результат тестирования на наличие заболевания;
- синий статус — у человека результаты тестирования на наличие заболевания отсутствуют, не числится как контактный;
- желтый статус — посетитель зарегистрирован в базе данных как контактный;
- красный статус — значит, что посетитель по итогам тестирования зарегистрирован в базе данных с положительным результатом заболевания.
Если у посетителя общественного места высветился «красный» или «желтый» статус, его сопровождают в «зону ожидания», также человека могут вообще не допустить в заведение.
Если человек вдруг забыл телефон или вообще его не имеет, либо у него возникли сложности при скачивании приложения Ashyq, то ответственное лицо, с согласия посетителя, фиксирует его вход/выход через ИИН, который потом передает в госорганы.
Если вы скачали приложение, то считайте, что автоматически согласились на условия, выдвигаемые разработчиками. Также информацию о том, что вы посетили общественное место, передадут в госорганы. Скачав приложение и поставив галочку, вы даете согласие на сбор, обработку, доступ и передачу сведении, составляющих тайну медицинского работника — в соответствии со статьей 273
Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Отметим, что в Китае, где, собственно, и началась эпидемия, переросшая в глобальную пандемию, коды здоровья применять начали в феврале 2020 года. Каждый человек при входе в автобус, торговый центр, магазин должен был пройти процедуру регистрации через QR-код. Это было легко ввести и осуществить на платформе мессенджера WeChat, к которому привязано множество мобильных подприложений: китайцы пользуются им, чтобы привязать платежные системы, приобретать авиа- и ж/д билеты, отслеживать ситуацию по заболеваемости в стране. Индивидуальный QR-код автоматически внедрен в WeChat и привязан к пользователю.
Благодаря тому, что все передвижения граждан отслеживались по QR-коду, власти имели возможность в течение буквально двух-трех часов собрать информацию о людях, если выявлялся новый заболевший коронавирусом. Когда пациента госпитализировали, начиналась работа по сбору данных: даже если вы проехали в одном автобусе с этим человеком, вас могли отправить на двухнедельный карантин.
Источник: liter.kz