Салтанат Мурзалинова-Яковлева привела данные исследования международной организации Autism Speaks, где говорится, что каждый 40-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра. К 2050 году, по прогнозу этой же организации, уже каждый второй новорожденный будет с аутизмом (спектр широкий — от совершенно невербальных, несоциализированных ребят до высокофункциональных, уточняет гость эфира). Также, по ее словам, в этом году увеличилось количество детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Президент общественного фонда назвала препятствия, которые замедляют переход к инклюзивному образованию:
«Первое – это, наверное, разница в дефинициях, понимании того, что есть инклюзия, интеграция, адаптация. Не все понимают. Эта ситуация, когда таким экспериментальным образом была запущена инициатива инклюзивного образования. При этом недостаточной была готовность где-то. Это нормально для старта любой инициативы».
Таким образом, родители детей с особенностями были против обучения в государственных общеобразовательных школах. Так как не было необходимых условий, которые существуют в коррекционных учебных заведениях. Есть два выхода из ситуации, отмечает Салтанат Мурзалинова-Яковлева: оснащение школ для полноценной инклюзии или возвращение в коррекционные школы. Кроме того, она подчеркивает, что взаимодействие нормотипичных и особенных детей может быть разное — не только общие занятия, но и спортивные, творческие активности.
«Когда идет разговор о коррекционных школах, я рассказываю, что есть интернат для глухих, слабослышащих ребят, где родители говорят, что им проще вместе общаться. У них свой социум. Но наши ребята приезжали к ним в гости, играли в футбол на улице, проводили занятия по робототехнике. Это тоже инклюзия. То есть можно не только учиться вместе, можно устраивать какие-то социальные активности», — поясняет спикер.
«Постепенно придем к тому, что мы можем говорить о совместном преподавании физики ребятам с ментальными особенностями и нормотипичным, которые в физике асы», — добавляет она.
Депутат Жулдыз Сулейменова подчеркивает, что, помимо школьной инфраструктуры, к инклюзивному образованию не готовы учителя и родители.
«Не каждый родитель хочет озвучить диагнозы. Руководство школы не имеет права озвучивать данные диагнозы всем учителям. Почему? Потому что это конфиденциальная информация. В этом блоке я поняла, что нам нужна помощь. Инклюзия — это не только дети с особенными потребностями. Дефиниция расширена, в это понятие входят одаренные дети, аутисты, дети из социально уязвимых слоев населения», — рассказывает Сулейменова.
Для развития инклюзивного образования в казахстанских школах нужно готовить кадры. Прошло два семинара, где учителей обучали новым подходам и психологическим приемам.
«Как обучать детей с одинаковым уровнем подготовки, но в то же время с разным уровнем принятия окружающей среды. Когда дети из центра инклюзивного образования пришли в нашу школу. Да, они разные, у них разное восприятие окружающего мира. Но у них ценности уважения, сострадания хорошо развиты. Ценность дружбы, ценность уважения и открытости. Каждый раз мы говорим, это одно, а мы должны воспитывать», — резюмировала депутат.
К обсуждению инклюзивного образования присоединились логопед, коммуникационный терапевт Марина Тредлер, Израиль; руководитель консультационного отдела Оулу (Финляндия) Паулина Канерво. Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.
Источник: Tengrinews